Возможна ли универсальная образовательная модель для российского юношества?
|
Чупрына Наталья Владимировна,
Гимназия №12 г. Липецка, заместитель директора, заведующая кафедрой иноязычной культуры.
НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ
"Российское образование сегодня находится на пороге третьей волны образовательных реформ. Волны, которая в первую очередь коснется организационно правового пространства, в котором существует система образования.
Система образования, будучи одной из базисных инфраструктур индустриального общества, вместе с самим этим обществом вошла в мировой системный кризис. Фактически все мировое образование ищет пути его преодоления. Внешний-то контур для образования определяется как удовлетворение запросов общества, базой которого является экономика знаний, но как образованию просоответствовать этому постиндустриальному контуру- нерешенная проблема." М.Галушкина
"Современная российская школа по-прежнему работает в рамках информационной парадигмы ( как можно больше знания) и отсюда низкие показатели успехов школьников. В то время как системы образования в других странах медленно и трудно, но в большей степени, поворачиваю к новой рефлексивной" или " исследовательской" парадигме.
Утверждение новой образовательной парадигмы- это длительный и болезненный процесс." Н.С. Юлина - д.филос.н., гл.н.с. ИФ РАН.
Кардинально меняющееся общество, экономическая и трудовая жизнь, новая экономика, фундаментальные перемены на рынке труда требуют нового образования. Знание - топливо новой экономики. Дешевая, общедоступная технология коммуникации сделала возможным крупномасштабный обмен идеями, торговлю информацией. Доля нематериального полезного знания в созидании ценностей новой экономики постоянно растет. Идеи, деловые контакты и информация все более важны. Вместе с тем растут в цене и "человеческие ресурсы" Усиливается тенденция к повышению квалификации, растет потребность в специалистах, призванных выполнять квалифицированные и высококвалифицированные задачи. Усиливается потребность в обновлении знаний.
"В современном обществе решающая сила - не капитал или земля, а человек и его знания. Миром правит информация. Около 70% личных доходов люди получают за интеллектуальную деятельность. Знание и общение дают власть, уверенность и свободу. Почти миллиарду человек всемирная паутина предлагает сотни тысяч терабайт информации. Свобода общения без границ - главная идея нашего времени. И никакой барьер, даже языковой, не может нас остановить." ("Иностранец" -еженедельная газета).
Различные международные проекты " Образования для будущего" в качестве общей цели ставят разработку и внедрение эффективных педагогических средств для повышения качества мышления" субъекта образования" нового типа и смену парадигмы образования с традиционной (информационной ) на новую " рефлексивную" или "исследовательскую".
Меняется историческая миссия школы. В современном контексте-миссия школы - давать обучающемуся активные и рефлексивные знания. При этом лейтмотивом звучит мысль, что " …в мире, где всё больше становится информации к изучению, и где образовательные системы уже не являются единственно значимыми распространителями знаний, функцией школьного образования является -вооружить учащихся методами и инструментарием для самообразования и обучения вне школы. Здесь имеется в виду самостоятельное, а также вне- и послешкольное образование. То есть образование в течение всей жизни- lifelong learning".( Из материалов "Apprentissage et usage des langues Dans le cadre europeen"-июль, 1998г, Франция.)
Современная школа должна сместить акцент с количества усвоения учащимися знаний на качество их мышления, с ретрансляционного способа передачи знаний на проблемно-поисковый, исследовательский способ. Школьники 21-го века должны не только потреблять знания, информацию, но и продуцировать интеллектуальный продукт. Основными воспитательными и образовательными задачами в новой школьной модели являются: воспитание креативности, творческого и критического мышления, умения самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать и использовать информацию, владение методологией научного познания мира и тд.
А значит главная цель новейшей педагогики-"…сделать мышление детей гибким, критичным, творческим, методологически вооруженным для самостоятельного решения неординарных проблем ,которые может подкинуть новая эпоха" Н.С. Юлина
Традиционного багажа знаний уже недостаточно. Эти знания и умения необходимо поддерживать и развивать в течение всей жизни человека, с тем , чтобы он мог успешно решать проблемы, связанные с изменяющимися потребностями, требованиями и вновь возникающими возможностями.
Все это лишь подчеркивает значимость непрерывного образования и смены его парадигмы в эпоху технологических революций.
Электронные информационные системы пронизывают мир труда и приводят к созданию сетей. Растет сектор информации и услуг. Способность обрабатывать информацию электронным способом требуется в самых разных профессиях. Ещё более важным является умение извлекать информацию, оперировать ею, пользоваться информационными системами. Классическое профессиональное образование и специальная квалификация утратят свое значение, если они не будут дополнены способностью компетентно пользоваться информационными системами. Владение методами самостоятельной учебы станет одной из решающих ключевых квалификаций. При этом у современных специалистов не должно быть языковых трудностей и барьеров, конфликта культур и цивилизаций , а напротив, остро необходимы философский инструментарий, развитое мышления и этико-демократическое поведение.
Информатизация выхолостила классические профессии и классическое образование. Его границы всё более размываются, задачи и компетенции во всё большей степени пересекаются. Вот почему огромное значение отведено обучению в течение всей жизни и обучению на практике. И ещё очень важно отметить, что в современном образовании очевиден сдвиг к междисциплинарности. Узкая специализация-это ложный путь 20-го века. Даже новые информационно-технологические профессии и квалификация "информационные технологии" всё больше интегрируются в отдельные предметы от биоинформатики, медицинской информатики до экономической информатики и тд.
На пути от индустриального общества к обществу знаний и информации меняется сам рынок труда. "У классической трудовой биографии не остается шансов." , говорит Петер Альхайн, профессор Геттингенского университета (ФРГ). Люди будут де факто несколько раз переучиваться, пробовать себя в разных профессиях.. " Работе на всю жизнь" пришел конец. Всё больше растет число людей свободной профессии "e-lancer" в области информационных технологий, молодые специалисты предпочитают самостоятельную трудовую деятельность долгосрочной карьере на фирме. Квалификация специалистов становится всё важнее. Информатизация дает работающим большую свободу передвижений. Новые профессии вытесняют классические . Биотехнолог, генный инженер, информационный брокер, специалист по информационной графике, специалист по заготовкам для рекламы и СМИ, инфотехнолог -вот лишь некоторые профессии будущего.( По материалам прессы ФРГ.)
Учитывая все эти тенденции, на базе гимназии на принципах междисциплинарности и интегративности была разработана и успешно действует в течение нескольких лет авторская лингво-информационная модель образования. Разработчики- авторский коллектив гимназии №12 и ЛГПУ г.Липецка. В лингво- информационной модели заявляется образовательная нацеленность на постиндустриальное развитие. Идея интегративности и междисциплинарности играет особую роль в модели лингво-информационного образования. Профильному и предпрофильному этапам модели предшествует базовое образование в начальной школе с включением междисциплинарного образования, созвучного с идеями программы " Философия для детей" проф.М.Липмана о предоставлении адекватных средств и философского инсрументария для активизации интеллектуального потенциала человека в рамках школьной программ. Курс междисциплинарного обучения нацелен на поддержку и систематическое стимулирование свойственных всем детям качеств- удивления перед миром, любознательности, вопрошения, желания найти объяснение, грамотно рассуждать и др., которых рутинная школьная программа, ориентированная в значительной мере на память и усвоение информации, гасит и снижает тем самым порог биологической заданности интеллекта. Тема "Философии в школьном обучении" находит свое продолжение и других учебных и внеурочных формах организации учебного процесса в гимназии №12 г. Липецка. В перспективе- экспериментальное введение курса философии для детей в начальной школе и среднем звене.
Лингво-информационная модель представляет эффективную интеграцию информационных технологий в образовании с другими актуальными и приоритетными областями знаний. Иностранный язык и информационные технологии становятся взаимодополняющими средствами в образовательном процессе. Цель лингво-информационного направления - развитие и воспитание творческой личности: прочное и сознательное овладение системой необходимых знаний и навыков с использованием эффективных и взаимосвязных средств познания - коммуникативных технологий и информационных технологий, которые должны стать средствами дальнейшего образования и самообразования. Школьная модель лингво-информационного образования является самодостаточной для персонального и будущего профессионального успеха любого человека, так как помимо базовых знаний даёт широкий спектр знаний в области информационных технологий(ИТ), являющихся ключом для результативной профессиональной деятельности в различных областях экономики и общественной жизни. Это открытая образовательная модель, которая делает попытку перехода на рефлексивную парадигму образования.
Авторы сделали ставку на непрерывность, на формирование современной системы непрерывного профессионального образования, на его рефлексивную парадигму, позволяющую строить каждому обучающемуся свою профессиональную, карьерную и личностную траекторию с учетом прогнозов современного рынка труда и социального заказа.
Зубкова Тамара Петровна,
ФГОУ СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум", методист. Заслуженный учитель Чувашской Республики.
КОГО И ДЛЯ ЧЕГО ГОТОВИМ: ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИКУМА
Основные критерии оценки качества подготовки специалистов среднего профессионального образования заложены в Национальной доктрине образования Российской Федерации, а так же в концепции модернизации российского образования до 2010 года.
Во всех этих документах главной целью образования является развитие - саморазвитие личности, ее познавательных и креативных способностей. Именно этим вопросом постоянно уделяется внимание Президентом нашей республики Н.В. Федеровым, который ориентирует все сферы образовательной деятельности на наращивание "человеческого капитала", составляющего основу национального богатства страны.
Профессиональное образование, в том числе и среднее специальное, нуждается, на наш взгляд, в развитии постоянной системы мониторинга, запросов экономики, общественной сферы, науки, федеральных и региональных рынков труда. Исходя из этого, основная цель профессионального образования заключается в подготовке конкурентоспособного, компетентного и ответственного специалиста, свободно владеющего своей профессией и достаточно хорошо разбирающегося в смежных областях деятельности, способного к профессиональному росту, социальной профессиональной мобильности и удовлетворению своих потребностей-способностей в непрерывном образовании. Профессиональные отношения педагога и студента - это добровольно взятые на себя обязанности каждого участника своего дела, и тогда каждый рассматривается как источник и первопричина саморазвития.
В новых условиях важным для нас становится построение в образовательном процессе не личных, а личностно-ориентированных отношений, что требует смещения акцента в системе профессиональной подготовки с ориентации на профессию на приоритет человека в профессии. При этом решается главная задача: мы берем за основу личностный опыт студента и рассматриваем дальнейшие перспективы его развития, одновременно принимая самого студента за субъект собственного развития.
Таким образом, каждый участник образовательного процесса четко определяется в понимании человека как специфической уникальной системы, без чего невозможно дальнейшая целенаправленная деятельность по образованию и самообразованию.
Свое представление о структуре модели выпускника по специальности 260303 технология молока и молочных продуктов нами представлено в графическом варианте и включает в себя пять основных параметров, расположенных в следующей последовательности:
- психофизиологические качества;
- социально - коммуникативные навыки;
- профессионально важные личностные качества;
- профессиональные качества;
- качества самопрезентации.
МОДЕЛЬ
выпускника ФГОУ СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум"
260 303 технология молока и молочных продуктов
Парадигма новой образовательной системы, - развитие социально-ориентированной личности в деятельности, - раскрывает личность, которую формируют не авторитарно, а личность, которая является продуктом природы. По мнению ученых, развитие человека становится центром, ядром образовательного процесса, а предметное содержание и культура являются средствами, обеспечивающими это развитие.
Содержание параметров графического варианта модели выпускника раскрывает следующий список:
1.
- Выдержка;
- психомоторные умения: скорость реакции, концентрация внимания, собранность;
- зрительное, слуховое, кинетическое восприятие;
- абстрактное и практическое мышление;
- новаторская направленность личности;
- готовность к профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- наблюдательность;
- внимательность;
- память;
- самопознание, самоконтроль, саморазвитие.
2.
- Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
- знание основ Конституции РФ, этических и правовых норм, регулирующих общественные взаимоотношения;
- обладание широким кругозором, способность к осмыслению жизненных явлений;
- самостоятельный поиск истины;
- критичность, самокритичность;
- толерантность в отношениях,
- культура общения, профессиональная этика;
- умение разрешать конфликтные ситуации;
- ответственность за результаты своего труда.
3.
- Обладание экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой;
- способность научно организовать свой труд;
- готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- научное представление о здоровом образе жизни;
- овладение умениями и навыками физического совершенствования;
- аккуратность и исполнительность;
- проектирование разрешения нестандартных производственных ситуаций
Выпускник ФГОУ СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум"
4.
- Четкое представление о перспективах и направлениях развития отрасли;
- конкретные знания и умения по профессии;
- осознание себя и своего места в технологическом процессе;
- практическая деятельность по решению профессиональных ситуаций
- прогнозирование появления и развития нестандартных ситуаций;
- обеспечение безопасности выполнения работ;
- ответственность за качество продукции.
5.
- Умение анализировать ситуацию;
- творческий характер мышления;
- инициативность;
- владение иностранным языком;
- знание персонального компьютера;
- конструктивное мышление в области экономики, права, экологии;
- знание основ предпринимательской
Чупрына Наталья Владимировна,
гимназия №12 г. Липецка, заместитель директора, заведующая кафедрой иноязычной культуры.
НОВЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
За последнее время в обществе изменилось многое. Не секрет, что среднее образование в нашей стране уже на протяжении многих лет, находясь в непростом положении и активно развиваясь, терпит перемены, не всегда последовательные.
Эйфория инновационных преобразований захватила педагогическую общественность России. Трудно найти на карте регион, где бы " вирус" инноваций не заразил педагогов, где бы не работали инновационные учебные заведения (гимназии, лицеи и др.) и не реализовывались бы личностно-ориентированные подходы к образовательному процессу. Сегодня уже можно говорить, что инновационные учебные заведения органично вошли в российскую образовательную систему.
" Концепция модернизации российского образования на период до 2010г." предусматривает дальнейшую реализацию инновационных преобразований, среди которых переход на профильное обучение старшеклассников, профилизацию школы, переход на ЕГЭ в штатном режиме по всем учебным дисциплинам.
Проблемы же разработки единого национального экзамена по иностранным языкам затронули и другие актуальные вопросы развития языкового образования в России. Современные подходы к контролю и оценке уровня владения иностранным языком в языковых стандартах и учебных программах (общеевропейский и национальный компоненты) -один из них.
Проблема оценки уровня и качества усвоения учащимися учебного материала заслуживает особого внимания. Инновационные учебные заведения не могут быть удовлетворены формально школярской и неповоротливой четырёхбальной оценкой, весьма субъективной, которая не позволяет корректно представить результаты обучения. Рассмотрение проблем контроля и оценки обученности школьников иностранному языку приобретает особую важность в связи с коренными изменениями, продиктованными самой жизнью, как в практике преподавания, так и в методической науке.
Теоретические и практические вопросы контроля включают в себя:
- организацию контроля
- пути и приёмы контроля
- установление единых объективных форм и способов контроля
- целевое назначение и вариативность формата контроля
- технология разработки контрольных материалов, технология оценки
- объекты и критерии контроля и др.
В отечественной методике контроль рассматривается как система, которая всесторонне охватывает весь процесс обучения иностранному языку. Но в связи с введением единого национального экзамена по иностранным языкам, особую актуальность приобретают современные подходы к оценке у школьников выпускных классов уровня владения иностранным языком и коммуникативной культурой при общении на соизучаемых языках - т.е. итоговый контроль, контроль на выпуске, а также вариативность современных подходов к контролю уровня сформированности у учащихся выпускных классов коммуникативных иноязычных умений.
Рассматривая проблему контроля, приходится констатировать, что среди отечественных методистов нет единства по этому вопросу.
Следует также принять во внимание многоаспектность предмета " иностранный язык ".
Совершенно очевидно из вышесказанного, что проблемы контроля и оценки в настоящее время станут во главе угла и потребуют некой стандартизации, ведь уже сегодня важен вопрос выбора оценочных шкал, необходимости установления итогового балла или суммарного процента выполнения заданий. Уже сегодня в педагогической практике встречаются и процентное выражение итогов контроля, и установление "стоимости " контрольных заданий в баллах, вербальные способы оценки, модель уровневого подхода к определению степени развития той или иной компетенции, и соотнесение всего вышеперечисленного с практикующей сейчас в школе пятибальной шкалой ( а реально- четырёхбальной ).Что могут означать все эти оценочные трудности?
Необходимость системного методического поиска в вопросах контроля
обученности учащихся иностранному языку! Подобный поиск не дань моде, а насущная злоба дня. Не случайно ведущие отечественные методисты вплотную подошли к решению этой проблемы.
Подтверждение этому - многолетняя работа над проблемой " Современные подходы к оценке у школьников выпускных классов уровня коммуникативной культуры при общении на соизучаемых языках" научно-исследовательского центра
" Еврошкола" г.Москва под руководством профессора Виктории Викторовны Сафоновой. Гимназия № 12 г.Липецка является пилотной площадкой НИЦ " Еврошкола".Работа в рамках пилотной площадки позволяет находится на острие научной мысли и педагогического, поиска и апробировать его результаты в школьных аудиториях.
Современная система оценки - травмирующий фактор образования, который не отражает реальность школьных будней. Было бы целесообразней уйти от оценки в привычной форме к мониторингу усвоения ЗУН (к мониторинговой оценке ) , которая показывает насколько прочно усвоен квант знаний и как верно строится дальнейший вектор развития личности. Уйти от оценивания личности и бессмертной души к анализу и оцениванию процесса развития личности, процессу её образования. А рейтинговую оценку и суммы баллов оставить для оценки итогов на пороге высшей школы.
|