"Новая Среда" № 4, 2007 г. Интернет-проект "Образовательный форум"
|
Весной 2007 года усилиями энтузиастов стартует новый всероссийский Интернет-проект - первый универсальный инновационный Интернет-форум для всех педагогов страны.
Весной 2007 года усилиями энтузиастов стартует новый всероссийский Интернет-проект - первый универсальный инновационный Интернет-форум для всех педагогов страны. О проекте наш корреспондент беседует с автором идеи - президентом АНО "Образовательный форум" Татьяной Петровной Данилиной и Еленой Викторовной Моргорской - разработчиком портала.
- Татьяна Петровна, Ваше имя для многих связано с выставкой "Российский Образовательный форум" в Сокольниках. Как появилась идея перейти от хорошо раскрученного проекта к совершенно новому?
- Т.П.Данилина: Эта идея назревала давно.
Мы были первыми: первая универсальная выставка об образовании; первый открытый конкурс инновационных проектов; первая выставочная площадка, где уникальные педагогические технологии демонстрировались "вживую", где разворачивались молодежные исследовательские проекты; первая образовательная выставка, где дети не выступают в роли "экспонатов" - продукта деятельности взрослых, а на равных участвуют в самой содержательной части работы Форума…..
Наши технологии за 10 лет растиражированы по всей стране. Более чем в 20 регионах образовательные форумы различного масштаба активно действуют как реальный механизм образовательной политики. Выставки по образованию: универсальные, узкотематические - теперь проходят едва ли не в каждом областном городе.
Задача, которую мы ставили на предыдущем этапе, выполнена: в стране создано и активно действует рабочее пространство, где могут продуктивно взаимодействовать представители всех уровней и направлений образования, властные структуры, ответственные за его развитие, производители товаров и услуг для образования.
За 10 лет изменилась социокультурная ситуация в стране и положение дел в образовании. Настало время постановки новых задач. Наиболее актуальны сейчас три: создание пространства
- - для возможно более широкого взаимовыгодного обмена эффективными педагогическими и управленческими разработками,
- - для представления инвестиционно привлекательных проектов потенциальным инвесторам,
- - для проведения квалифицированной профессиональной и общественной экспертизы инновационных разработок.
Выставочный формат, безусловно, для таких целей оказался тесен. Уникальные инновационные разработки и технологии, привозимые на выставку, так и остаются доступными только полутора-двум тысячам участников. Я наблюдаю за этим безобразием уже несколько лет.
Чтобы изменить положение дел, мы открываем новый портал Образовательного Форума: forumobr.ru с широкими возможностями для участников и посетителей. Именно здесь можно снять ограничения во времени и пространстве для содержательного общения участников процесса обновления отечественного образования. Каждый может принести свой интеллектуальный продукт, чтобы узнать его актуальность, рейтинг и востребованность, установить обратную связь с экспертами, получить рекомендации по его доработке, найти покупателей, спонсоров или инвесторов. Если на выставку приезжали лишь немногие - на портал имеет возможность зайти каждый!
- Количество сайтов, интернет-форумов и порталов множится день ото дня, зачем надо было создавать ещё один форум?
Е.В. Моргорская: В течение трех месяцев команда разработчиков провела маркетинговые исследования данного вопроса, посетив в мировой паутине более двухсот сайтов, которые позиционируют себя как образовательные или инновационные. Теперь мы можем с уверенностью сказать, что наш forumobr.ru - проект уникальный!
Прежде всего, только здесь будут собраны инновационные разработки по всей "вертикали" образования (от постнатального периода до поствузовского образования) и по всем "горизонталям": все виды образования, все ракурсы (методика, управление образованием, образование и медицина, образование и социум…), любые идейные направления и научные школы.
У нас на сайте 12 номинаций: найдет себе место и методичка к уроку, программа развития образования в регионе, программы работы с проблемными детьми и методика медико-психологического обследования. Кроме того, никто из сайтов-конкурентов не предоставляет возможность получить высоко профессиональную и разностороннюю экспертную оценку по открытым критериям. Разностороннюю - потому что по каждой инновационной разработке экспертов будет двое: один - сотрудник Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, а второй эксперт - член инновационного сообщества, которое за 10 лет консолидировалось вокруг нашей организации. Авторы разработки получают два официальных документа. Кроме этого, экспертом может выступить любой посетитель сайта: у него будет возможность оценить разработку по актуальности темы и по практичности самой разработки. Так что разработки будут проходить своего рода общественно-профессиональную экспертизу.
- А если автор не хочет, чтобы его работу оценивали неизвестные ему люди?
- Это право автора, все услуги на нашем портале предоставляются на основании заявки.
Форму заявки авторы могут получить, обратившись к нам по электронному адресу: [email protected]
- На выставку в Сокольники приезжали лучшие представители регионов, чтобы участвовать в финале конкурса инновационных разработок. Перейдя в виртуальное пространство вы лишили своих партнеров такой возможности?
- Т.П.Данилина: Вовсе нет! При желании наши авторы могут участвовать в конкурсе. Призеров по номинациям мы пригласим на награждение в октябре. Будут дипломы, кубки и праздник, а лучший из лучших приедет на праздник и получит бонус от нашей компании.
- Получается, что авторы выкладывают плоды своего многолетнего труда в открытый доступ. Кто-то употребит это во благо своих учеников и отечественного образования, но ведь это открывает дорогу к плагиату?
- Т.П.Данилина: Мы тоже думали об этом! И нашли два верных решения. Во-первых, каждый автор, поместивший разработку, сразу получает сертификат, где указана дата публикации, что дает возможность защитить свое авторство. Во-вторых, воля автора показывать свою разработку не в полной форме, а в виде презентационного фрагмента. Желающие купить разработку могут обратиться к нему напрямую.
- В нашей стране электронные публикации пока не признаются как полноценные…
- Т.П.Данилина: Два раза в год мы будем издавать сборники. Каждый может опубликовать там свой труд. Кроме того, в нашем Интернет-магазине можно разместить для продажи свои малотиражные, но иногда очень полезные методические издания, которые обычно очень трудно бывает "вывести" за пределы города. У нас уже есть опыт распространения продукции наших партнеров. Это еще один способ перевода интеллектуального продукта в товар.
- Ну, это все для авторов. Понятно, что это дает им возможность и заявить о себе, и получить оценку и рекомендации, и, наконец, продать плоды своего труда. А какие возможности создаете вы для других пользователей портала?
Е.В. Моргорская: Нашей команде удалось сделать очень удобную навигацию сайта и систему поиска нужного ресурса образования: по ключевому слову, по теме, по автору, по популярности у посетителей портала….
Так что все узнают обо всем!
Ну, так уж "все - обо всем"!…
Е.В. Моргорская: Сначала - про "все".
В наше время есть единственное пространство, позволяющее делать это максимально открыто и привлекать неограниченное число участников процесса, - это сеть Интернет. Использование Интернет-технологий позволит, наконец, сделать продукты инновационной деятельности в образовании широко доступными и будет способствовать реальным общесистемным сдвигам.
При разработке проекта мы старались максимально учесть все пожелания наших партнеров по предыдущим проектам. Например, два раза в месяц мы делаем информационную рассылку, где помимо других полезных сведений размещаем информацию о том, какие новые разработки помещены на портале, и, с согласия авторов, публикуем и экспертные заключения о них. Рассылку мы делаем пока по четырем с лишним тысячам адресов: от региональных министерств и департаментов - до наших индивидуальных партнеров во всех субъектах РФ. Планируем в ближайшем будущем расширить ее до 7000 адресатов.
Теперь - про "обо всем". У нас на портале публикуются не только инновационные разработки. "Меню" очень богатое!
Можно, например, задать вопрос относительно любой сферы образования эксперту и получить на него ответ.
Ну, про "Новости" и "Форум" я и не говорю. Будет аналитика и интервью значимых персон, информация о семинарах, конференциях, курсах, в том числе проводимых и нами, и нашими партнерами.
- А конференции вы проводите тоже в виртуальном пространстве?
Е.В. Моргорская: Нет, не только! У нас идут семинары, конференции, мастер-классы - на темы, наиболее востребованные пользователями портала и при участии наиболее квалифицированных специалистов, проявивших себя в наших прежних конкурсах.
Да и потом, на сайте можно найти нужного сотрудника. Или новую работу. Можно собрать разработчиков и единомышленников для задуманного большого проекта и собрать соинвесторов для него.
Кстати, про инвесторов. У нас в стране есть люди, готовые вкладывать средства в образование! Мы привлекаем к работе с нами потенциальных спонсоров и инвесторов. На благотворительных началах или в качестве инвесторов. За последний год пятеро наших партнеров уже получили таким образом финансовую помощь.
- Т.П.Данилина: Именно для этого, в первую очередь, мы создали и продолжаем вести Инвестиционный реестр. В сентябре прошлого года мы публиковали его в центральной прессе. В реестре обозначены самые перспективные и детально разработанные проекты, имеющие бизнес-обоснование.
Так. Ну, если продвинуться в педагогическом или управленческом содержании, усовершенствовать свою профессиональную деятельность может помочь эксперт, то что же делать с бизнес-обоснованием? Очень немногие уже освоили премудрость написания.бизнес-плана.
- Т.П.Данилина: Знаю по опыту и своему, и многих наших постоянных партнеров: настойчивый человек добьется, приобретет необходимые компетенции. Конечно, если он действительно хочет, чтобы замысел реализовался, а не остался только папкой с бумагами. Ну, а вообще, с нами сотрудничают грамотные консультанты, которые помогают в составлении таких документов, в расчетах.
На вхождение в Инвестиционный реестр могут рассчитывать авторы только проектов, рассчитанных на прямую окупаемость?
- Т.П.Данилина:Если Вы читали наш Инвестреестр, например, в Учительской газете, Вы знаете, что там есть много и проектов, не дающих прямой финансовой выгоды, но потенциально позволяющих осуществить значительные позитивные изменения в социуме того или иного региона, решить какую-то очень значимую общественную проблему средствами образования.
Е.В. Моргорская: Мы делаем еще одно очень важное дело: даем возможность и пользователям, и авторам получить представление о себе в мире развивающегося образования и изменяющегося общества. Не только за счет новостей, дискуссий на форуме, всяческих рейтингов. Например, предусмотрен очень важный раздел, который так и назвали "Базис". Там будут размещены, во-первых, труды по теории развития и инноватики, от Выготского до наших современников Б.Эльконина, М.Кларина; во-вторых, там будет место для нормативных документов, так или иначе касающихся инновационной деятельности в образовании. Это обеспечивает культурную, а также юридическую фундированность, да и уверенность наших пользователей в своих силах и возможностях повышает.
Татьяна Петровна, портал "Образовательный форум" - очень амбициозный проект. Это не авантюрная затея?
- Т.П.Данилина: Знаете, когда мы в 97-м году задумали проводить образовательную выставку, в перспективность этой затеи слабо верили даже наши компаньоны - Виталий Михайлович Лапшин и вся дирекция Сокольников. Но мы состоялись и окрепли!
Это моя работа, ещё одно моё детище. И никак не авантюра, а продуманный и хорошо проработанный проект, готовить который нам помогали многие известные деятели образования. Кроме прочего, мне очень нравится создавать новые востребованные временем и обществом проекты.
И еще одно обстоятельство придает нам уверенность. Мы четко понимаем, что наш проект соответствует и запросам гражданского общества, и стратегическим направлениям государственной политики в образовании. Портал forumobr.ru - своего рода "питомник Нацпроекта": мы даем возможность образовательным учреждениям, еще не вошедшим в число грантополучателей, заявить о себе, точнее представить свое место среди других инновационных учреждений, получить помощь в работе над инновационными продуктами. С другой стороны, пространство портала - это место, где можно понять главные тенденции в развитии отечественного образования и уловить новые веяния в государственной образовательной политике и в настроениях, запросах потенциальных потребителей инновационного продукта.
В последнее время много говорят о необходимости развития гражданского общества у нас в России. Я считаю, что именно при наличии подобных общественных инициатив - а мы некоммерческая организация - будут успешно реализованы государственные программы.
|