НУЖЕН ЛИ ТЬЮТОР, ГДЕ И ЗАЧЕМ?
|
Емелькина Людмила Анатольевна
МОУ "СОШ п. Пробуждение" Энгельсского района Саратовской области, учитель математики, заслуженный учитель Российской Федерации,
Хотелось бы поделиться опытом превращения учащихся в исследователей, накопленным мной за три года занятий проектной деятельностью.
В июле 2004 года я прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel "Обучение для будущего" при Саратовском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и получила свидетельство тьютора.
В 2004-2005 учебном году на занятиях математического кружка с учащимися 6 класса я создала свой первый учебный проект "Живая математика". Исследования в проекте проводились по четырем направлениям: "Был ли потоп всемирным?", "Возможен ли Ноев ковчег?", "Может ли математика сделать школу чище?", "Как математика "классный рубль" бережет?". А также с учащимися своего класса выполнили социальный проект "Поклонимся великим тем годам" ("Моя семья в годы войны"), "Игры детей Поволжья". Последний из них принял участие в международном проекте "Большая река".
Уже после первого опыта работы стало ясно, что тьютор нужен школе для грамотного вовлечения учащихся в проектную деятельность. В процессе работы над проектом у детей формируются необходимые умения и навыки: рефлексивные (умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний); поисковые (умение самостоятельно генерировать идеи, привлекая знания из различных областей, самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи); менеджерские и коммуникативные навыки.
В ходе работы возникли следующие проблемы:
- недостаточное обеспечение компьютерами;
- мало информации о методике проектной деятельности;
- отсутствие в школе бесплатного Интернета;
В следующем учебном году эти проблемы удалось разрешить, увеличилось количество компьютеров в школе. Много нового о методике проектной деятельности я узнала, участвуя в тренинге тьютеров, который проводила Переверзева Дина Григорьевна, доцент кафедры Общетехнических дисциплин Омского государственного педагогического университета.
На базе нашей школы прошло два семинара, организованных кафедрой педагогики Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, с участием вице-президента Международного движения Современных школ Мишеля Мюля, на которых были рассмотрены практические приемы, используемые в педагогике С.Френе.
В 2005-2006 учебном году с учащимися 11 класса реализовала информационный учебный проект "Зачем мы учим математику?", содержащий 12 тем исследования. Защита проекта проходила в рамках первой проектной недели в школе.
В 2006-2007 учебном году школа победила в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, появились новые компьютеры, мультимедийные проекторы, цифровой фотоаппарат, видеокамера и многое другое. Благодаря этому, в проектную деятельность были вовлечены учащиеся всей школы. Во время проектной недели уроки были сокращены до 30 минут, затем ребята работали над выбранным проектом. Об организации работы в проектной группе мне хотелось бы остановиться подробнее.
За неделю до начала работы в оргкомитет проектной недели подается заявка на участие от каждого учителя. В школьном пресс-центре размещается красочная реклама проектов, учащиеся могут выбрать любую тему и записаться в эту группу.
Этапы работы над проектом.
1-й день.
- Игра "Комплимент по кругу".
- Упражнение для раскрепощения с большим предметом (стулом) "Расскажи мини-историю из своей жизни".
- Распределение на группы. Распределение ролей в группах.
- Самопрезентация групп.
- Тренинг "Как научиться задавать вопросы?". Решение задачи о затонувших вазах с использованием системного оператора из технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).
- Выбор тем исследования. "Мозговой штурм" по направлениям:
- "Кто победит в математическом турнире: современный пятиклассник или ученик п-ого века до нашей эры?";
- "Какой я буду через год, если буду питаться, как Дюймовочка?";
- "Есть ли на числовой прямой "белые пятна"? (или рассказ о том, как "заселялась" числовая прямая?)".
- Подведение итогов. Игра "Рассказ по кругу".
- Кофе-пауза.
2-й день.
- Игра "Камушек в ботинке".
- Упражнение для раскрепощения с большим предметом (стулом) "Расскажи мини-историю из своей жизни".
- Тренинг "Как научиться задавать вопросы?". Решение задачи о человеке в лифте.
- Обучение поиску информации в Интернете.
- Обучение обработке фотографий в программе AdobePhoshop.
- Поиск информации по выбранной теме, составление эскизов слайдов.
- Подведение итогов. Игра "Рассказ по кругу".
- Кофе-пауза.
Аналогичная работа проводилась и в другие дни. В последний день нужно провести предзащиту проекта в своей группе. Руководитель группы знакомит учащихся с рецензией на проект. Некоторые этапы работы необычны для учителя, работающего по традиционной методике, поэтому требуют пояснений.
В начале каждого занятия обязательно проводится игра для поддержания у детей общего положительного отношения к процессу обучения, к одноклассникам и педагогам. Примером могут служить игры, которые предлагает Клаус Фопель в своей книге "Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения".
Упражнение для раскрепощения с большим предметом (стулом) "Расскажи мини-историю из своей жизни" предложено на семинаре М. Мюля. Для того, чтобы раскрепостить свои мысли, нужно раскрепостить свое тело, а сделать это легче, если у тебя в руках большой предмет.
Участников проекта нужно разбить на группы по 5 - 8 человек. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др. Группа за отведенное время должна сделать "самопрезентацию". Раздаются листочки с вопросами, отвечая на которые, каждый участник в соответствующей графе дописывает свой ответ на поставленный вопрос. Презентатор группы описывает собирательный "портрет своей команды" перед всеми участниками.
Каждый день нужно обучать детей умению задавать расширяющие информацию вопросы, с тем, чтобы грамотно составить гипотезы исследования. Для этого нужно использовать системный оператор. Системный оператор представляет собой минимально девятиэкранную схему и способствует развитию системного видения объектов и процессов и, самое главное, связей между ними.
Заключительная часть занятия предполагает рефлексию и подведение итогов. Провести её лучше в виде игры "Рассказ по кругу". Руководитель группы подводит итоги тренинга, а участники должны дополнить его выступление, вставляя по кругу одно слово (слова не должны повторяться). Речь может выглядеть примерно так:
"Дорогие друзья! Мы только что закончили наш мини-тренинг, который в целом был достаточно….("насыщенным, полезным, скучным и т.д."). Как мне кажется, нам удалось приобрести новые … . Особенно интересным был этап… . А, пожалуй, самым бесполезным ( трудоемким, утомительным) был… . И в заключение я хотел бы сказать организаторам… . Другие этапы работы не требуют пояснений, так как их названия говорят сами за себя.
Уважаемые коллеги, дерзайте! У вас все получится! Главное - сделайте первый шаг, под лежачий камень вода не течет. Приложение 1.
Заявка
на участие во внутришкольном конкурсе проектов
"От школьного проекта - к профессиональной карьере"
Приложение 2.
Реклама проекта
Тех, кто учит математику, Тех, кто любит математику, Тех, кто ещё не знает, что может любить математику,
приглашаем принять участие в проекте "Математический калейдоскоп".
Вам предстоит выяснить: сколько должен съедать человек с аппетитом Дюймовочки, как "заселялась" числовая прямая и многое другое.
Руководитель проекта: Емелькина Л.А.
Приложение 3.
ИГРА "КАМУШЕК В БОТИНКЕ"
Инструкция: "Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете
рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой. Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: "У меня нет камушка в ботинке", или "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, Максим (Петя или Роман) смеется над моими очками". Расскажите нам, что вас обижает".
Учитель начинает игру с фразы: "У меня есть камушек в ботинке. …". Каждый следующий начинает с фразы: "Мне очень жаль. У меня тоже есть камушек в ботинке". После рассказа последнего ученика учитель завершает игру фразой сочувствия: "Мне очень жаль".
Приложение 3.
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ГРУППЫ
Название группы: ______________________________
Девиз группы: ______________________________________________
Роли: Генератор идей____________________
Презентатор ________________________
Энциклопедист ________________________
Критик _________________________
Секретарь _________________________
Дизайнер __________________________
Портрет группы:
Чего я жду от работы над проектом __________________________________ Качества, которые я ценю в людях__________________________________________
Что я ценю в самом себе_____________________________________________ Мне бы хотелось добиться в жизни____________________________________ Предмет моей гордости______________________________________________
|