О проекте Семинары и конференции Новости Инвестиционный реестр Объединение ресурса Аналитика и интервью Контакты написать нам базис Инновационные разработки Вакансии Интернет-магазин

НОВОСТИ

За 2 года создать свыше четверти миллиона мест в детских садах, разработать и выполнить Госстандарт по дошкольному образованию?

19 апреля в Федеральном институте развития образования началось всероссийское совещание "Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению детей старшего дошкольного возраста".

Мы начинаем публикацию материалов, освещающих ход этого крупного события.

Ирина Тараданова (МОН):
Телефон О.А.Скоролуповой - единственного специалиста в Министерстве, занимающегося вопросами дошкольного образования, - работает в режиме горячей линии: дозвониться невозможно.

Лучшие по предоставлению мест в дошкольных учреждениях: Мордовская Республика, Ненецкий автономный округ, Белгородская, Ростовская, Новосибирская, Волгоградская области, город Москва.

19.04.2007


  

Модель образования для старшей школы


Организация обучения в 10-11 классах (из опыта работы московской школы №91 Российской Академии образования)

Организация представляющая разработку:

НАЗВАНИЕ: Школа №91, Российской академии образования

РУКОВОДИТЕЛЬ: Дюкарев Михаил Александрович

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: г. Москва, ул. Поварская,14 тел.8 (495)290-35-58 e-mail: [email protected]

Автор разработки:

В.А.Львовский, кандидат психологических наук, научный консультант школы "Бакалавр" и методического центра "Развивающее обучение" АПКиППРО, научный руководитель гимназии г. Мценска, член Экспертного совета при Президиуме РАО зам. директора по научной работе

Школа №91 РАО (г. Москва)

[email protected]

ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Перед российскими школами поставлена задача реформирования старшей школы. Основное направление реформирования - создание профильной школы.

  1. Противоречия, решению которых будет способствовать реализация проекта:
    • Серьезное профильное обучение требует отбора учащихся, что противоречит традициям всеобщего обязательного образования
    • Профильное обучение "для всех" предполагает хорошую базовую подготовку учащихся, которую трудно дать в рамках новой структуры концентров при традиционном содержании и принципах обучения
    • Профильная старшая школа не в состоянии конкурировать со специализированными школами и классами, лицеями, гимназиями; таким образом, все лучшие ученики "вымываются" из школы в 7-9 классах. В результате в школе почти не остается учащихся с четко определившемся профилем и соответствующей мотивацией - профильное обучение превращается в пародию
    • Со старшей школой все больше конкурируют экстернаты, которые освобождают время для подлинной профилизации в смысле подготовки в высшее учебное заведение (а один из лозунгов профильной школы - именно подготовка в ВУЗ)
  2. Сфера применения проекта: все средние общеобразовательные учреждения
  3. Способ разрешения обозначенных противоречий

Создавая модель основной школы для системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, мы были озабочены и этими проблемами. Мы видим их решение в отказе от профильного обучения в пользу индивидуальных учебных планов (ИУП). ИУПы позволяют работать на собственном контингенте детей с разнонаправленными интересами (целями), нет необходимости "загонять" учеников в фиксированные профили, можно не придерживаться дурной системы "умные - на физику и математику, остальные - гуманитарии". Однако для реализации ИУПов необходимо существенно изменить содержание и принципы работы основной школы, должна быть хорошая предпрофильная подготовка.

В первую очередь необходимо решить проблему естественнонаучного образования в старшей школе. Сегодня наибольшее распространение получила система, при которой на каждый из этих предметов (биология, география, физика, химия) в базисе отводится по 2 часа в неделю. Такой подход крайне неудачен для старшей школы - во-первых, происходит "растаскивание" часов, во-вторых, в таком малом количестве часов невозможно дать нормальное образование. Неслучайно, большинство из существующих программ и учебников по физике рассчитаны на 3 часа в неделю. Другой вариант, получивший меньшее распространение - серьезное урезание часов в гуманитарном профиле, попытка вводить естествознание и пр. Это решение также неудачное, т.к. хороших учебников в этом подходе пока не видно, попытка локальных преобразований (введение системы погружений и пр.) лишь замазывает проблему. Проблема же в том, что совсем выкинуть эти предметы из гуманитарного профиля не решаются, заменить их интегрированным курсом не могут, создать специальные учебники типа "химия для гуманитариев" не получается (это намного сложнее, чем создать профильный учебник), а малое число часов превращает обучение в профанацию.

Познакомимся с тем, как эти проблемы решаются в школах сети Экспериментальной площадки МАРО "Подростковая школа в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова". Прежде всего, мы существенно усилили естественнонаучный блок в основной школе - без этого никакие преобразования невозможны. Это усиление проявилось в следующем:

  1. преемственность курса "Окружающий мир" (авторы Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.) в начальной школе и курса "Природоведение" в 5 классе (авторы Чудинова Е.В., Воронцов А.Б., Высоцкая Е.В., Львовский В.А.).
  2. преемственность курса "Природоведения" и предметных курсов по биологии (Чудинова Е.В.), географии (Воронцов А.Б.), физике (Львовский В.А.), химии (Высоцкая Е.В.).
  3. предметные курсы начинаются одновременно в 6 классе с пропедевтических курсов биологии, географии, физики, химии. Таким образом, происходит увеличение числа часов по физике (примерно на 30% от заложенного в БУПе), по химии (примерно на 100%).
  4. осуществляется координация предметных курсов с курсом математики С.Ф. Горбова (особенно это касается физики).
  5. использование системы концентрированного обучения в основной школе и существенное изменение содержания образования позволяет качественно изменить результаты обучения в основной школе.

Итогом этого является фактическое завершение в 9 классе программы среднего полного образования по предметам естественного цикла. Это позволяет в старшей школе ввести месячные погружения в каждый из четырех предметов (по 32 часа) и завершить их изучение уже в первом полугодии 10 класса. Мы получаем возможность, начиная со второго полугодия 10 класса, разгрузить учебный план. Это сказывается не только на гуманитарных направлениях, но и на естественнонаучных, т.к. ученик, изучающий, например, углубленно географию уже не изучает физику, химию и биологию как обязательные предметы.

Далее мы расскажем об опыте одной из базовых школ Экспериментальной площадки - московской школы №91 РАО. Эксперимент в основной школе был начат в 2000 году и в 2004 году наши ученики перешли в 10 класс. Мы приняли решение о переходе на ИУПы с использованием следующих принципов:

  1. Первое полугодие (кроме обычных предметов) посвящено обобщению и сдаче предметов естественнонаучного цикла. Система погружений сохраняется, только теперь каждый предмет идет четыре недели подряд по 8 часов (итого - 32 часа): география - сентябрь; физика - октябрь; биология - ноябрь; химия - декабрь. Все учащиеся получают итоговую отметку по всем четырем предметам.
  2. 2. Во втором полугодии с использованием освободившихся часов организуется профильное обучение по индивидуальным учебным планам. Точнее, вновь организуется профильное обучение только по завершившимся предметам естественного цикла, по другим предметам обучение по профильной программе идет уже с сентября (но на уменьшенном количестве часов). Приведем примеры:
    • литература на базовом уровне - 3 часа, на профильном - 5 часов. Все учащиеся, которые выбрали литературу как профильный предмет, объединяются в группу и уже с сентября изучают этот предмет на профильном уровне, но по 3 часа в неделю (также, как и общеобразовательная группа по литературе). На 5 часов они переходят только с января;
    • б) физика на базовом уровне не изучается (только 32 часа в первом полугодии), на профильном - 5 часов. Профильная группа начинает работать только с января;
    • в) исключение составляет английский язык, который изучается с сентября только на профильном уровне (по желанию педагогов и учащихся) - 5 часов в неделю.
  3. Учащиеся, которые остались не удовлетворены своей отметкой, полученной в конце месячного погружения, могут продолжить самообразование и выбрать этот предмет для экзамена в 11 классе.
  4. Процедура выбора индивидуального учебного плана (ИУП) очень сложна. Мы проводили неоднократно родительские собрания, беседы с учащимися. Главным событием стало объединенное собрание родителей и детей, на котором они впервые делали ответственный (хотя и предварительный) выбор.
  5. Процедура составления ИУПов проходит несколько этапов. Сначала определяются возможности школы, делается предварительный перечень предметов для углубленного изучения. Затем проводится письменный опрос учащихся (анкета, которую они заполняют дома с родителями), где они определяют те предметы, которые хотели бы изучать в профиле (при этом ставится ограничение на общее количество часов); составляется предварительный перечень учебных планов, которые позволяют учесть максимальное количество пожеланий учащихся (мы учитывали также рейтинги, которые им выставляли учителя с тем, чтобы при конфликте интересов предпочтение отдать тем учащимся, выборы которых коррелируют с учительской оценкой их возможностей). На этом этапе уже можно проводить совместное собрание родителей и детей, где они выбирают один из предложенных планов или предлагают свой вариант. После этого делается сводная таблица, по которой видно, какие ученики в параллели 9-ых классов какие планы выбрали (это необходимо, т.к. учащиеся ориентируются не только на свои предметные запросы, но и на то, куда идут их друзья). На следующем этапе учащимся предоставляется возможность проконсультироваться с психологом . После этого классные руководители собирают окончательные сведения о выборе учащихся. Но и на этом не заканчивается работа. Следующий шаг коррекции планов связан с тем, что какие-то из заявленных ИУПов не получили достаточного количества учащихся (мы решили, что профиль делается при размере группы от 4 человек). Так, у нас только 2 человека выбрали биологический профиль, и мы его отменили . В результате удалось сделать более интересные ИУПы, в которых учащиеся оказались значительно свободнее в выборе сочетаний предметов для углубленного изучения. Выдержку из Учебного плана школы и некоторые варианты ИУПов можно посмотреть в Приложении 2 (мы официально подготовили 36 ИУПов, но в принципе их значительно больше). После сдачи экзаменов начнется завершающий этап выбора и утверждения ИУПов для каждого ученика. При подготовке ИУПов школа не должна ориентироваться на запросы только своих учеников, т.к. в 10 класс могут придти новые учащиеся.
  6. В Министерстве образования разработаны инструктивные материалы по разработке ИУПов, которые предлагаются в Приложении 1. Никаких противоречий с тем, что мы делаем, я не обнаружил.
  7. Переход на ИУПы осуществляется в рамках бюджетного финансирования. Более того, удается даже сэкономить деньги! Это был совершенно неожиданный для нас результат. Для того, чтобы не было трудностей с расписанием, необходимо, чтобы по всем предметам, где существует две группы (профильная и базовая) было два учителя. Если образуется три группы (например, одна профильная и две базовые), желательно иметь трех учителей. Благодаря тому, что по таким специфическим предметам, как физика, химия, биология (по которым профильный уровень выбирает небольшое количество учащихся) набирается только профильная группа, снимаются многие проблемы . из-за того, что они не потянут сдачу четырех предметов в первом полугодии 10 класса. Исключение мы делаем тем, кто выбирает физику и химию, т.к. а) эти группы у нас маленькие (от 4 до 8 человек); б) эти предметы можно будет изучать еще 1,5 года, и не обязательно их сдавать в первом полугодии.
  8. Один из вариантов предлагался такой: освободить учащихся, выбирающих, например, физический профиль, от обобщающего курса физики. Мы отказались от этой идеи, т.к. кто-то из учеников может "не потянуть" профильный уровень, отказаться от физики и остаться без итоговой отметки. Таким образом, отметка, полученная в первом полугодии, является своеобразной страховкой.

    Завершающий этап построения индивидуальных образовательных траекторий выглядел следующим образом. В сентябре 2004 г. мы зачитали учащимся состав групп углубленного изучения предметов, в который они внесли изменения. Какие-то предложения учащихся были учтены сразу - все переходы из углубленной группы в обычную, выбор двухчасовой программы по русскому языку и некоторые другие; какие-то предложения должны были согласовываться с учителем - все обратные переходы из неуглубленной группы в углубленную.

    До 1 октября учащимся было разрешено "умеренное хождение" по группам. Целый месяц мы не заполняли журналы, ожидая, когда группы окончательно укомплектуются. Больше месяца мы не рекомендуем давать учащимся - в принципе, они могут переходить из группы в группу до бесконечности, если не поставить жестких ограничений. Где-то инициаторами перехода выступают учителя, которые обнаруживают, что учащиеся "не тянут" углубленную программу, или, наоборот, им скучно в обычной программе.

    В октябре мы составили индивидуальные планы на каждого ученика, образцы которых прилагаю. Все запланированное получилось! Довольно трудно некоторым учителям даются погружения в естественные предметы. Причины трудностей понятны: 1) большой класс (два класса сливаются вместе, правда, получается всего 36 человек, т.к. мы практически не делали добор - пришли только два новых мальчика); 2) учителя не умеют делать обобщающие курсы, особенно когда кажется, что весь материал уже изучен; 3) многие учителя, особенно поработавшие в РО, не умеют читать лекции и т.п.

    Последнее - о журналах и расписании. Вместо журнала 10А и журнала 10Б мы ввели журнал углубленного изучения и журнал обычных программ. Один классный руководитель отвечает за один журнал, другой - за другой.

    Вот как выглядит расписание (вариативная часть):

    # Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
    -2 Литер/Физика Геогр/Химия История/ Физика МХК/ Алгебра Английский
    -6
      Экономика Русский язык Геометрия Химия Физика
    1-ое полугодие: сентябрь - география, октябрь - физика, ноябрь - биология, декабрь - химия на первых парах в понедельник, вторник, среду, четверг.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования г. Москвы от 20.04.2004 № 14-51-102/13

    Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся


    Общие положения

    Введение на третьей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый, профильный уровни), нового федерального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312, предполагает, что региональные и муниципальные органы управления образованием, каждое общеобразовательное учреждение будут строить свои модели организации профильного обучения старшеклассников.

    Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяют реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования в общеобразовательных учреждениях различных видов.

    Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций).

    Эффективность использования ИУП подтверждается международным опытом. Во многих странах (Великобритания, Соединенные Штаты Америки, страны Скандинавии и др.) в образовательных учреждениях общепринятой является практика предоставления школьнику права самостоятельного формирования индивидуального учебного плана, определения сроков и способов его освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации, соответствующих особенностям индивидуального плана.

    Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются:

    Федеральный Закон "Об образовании", который указывает, что "…Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения … . Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется уставом данного образовательного учреждения" (п.1 ст. 50);

    концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования исходит из многообразия форм его реализации. Наряду с созданием профильных классов и групп, на основе примерных учебных планов профилей важно предоставить обучающемуся право освоения образовательных программ на основе ИУП;

    федеральный Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312);

    уставы общеобразовательных учреждений, реализующих практику ИУП. В соответствующих разделах уставов данных общеобразовательных учреждений целесообразно прописать :

    • наличие прав обучающихся на обучение по ИУП;
    • возможность организации образовательного процесса для обучающихся по ИУП (в том числе с использованием ускоренных курсов обучения, экстерната);
    • особый порядок оценивания, промежуточной и по некоторым дисциплинам итоговой аттестации при обучении по ИУП;
    • порядок разработки, утверждения и периодической корректировки ИУП учащихся (это также может быть отнесено к компетенции администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления и пр.).

    Модели организации профильного обучения на основе ИУП

    В различных моделях профильного обучения может вводится ИУП обучающихся следующим образом:

    1. Модель внутришкольной профилизации.

    Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

    Кроме того, общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, однако за счет значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставлять обучающимся (в том числе, в форме учебных межклассных групп) в полной мере реализовать свои индивидуальные профильные образовательные программы через ИУП.

    2. Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций.

    В данной модели профильное обучение обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций. Оно может строиться в двух основных вариантах.

    Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг образовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, способного стать "ресурсным центром" для других школ. В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр".

    Второй вариант основан на паритетной кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (заочные школы, дистанционные курсы, учреждения профессионального образования и др.).

    Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.

    Возможна реализация смешанных моделей, когда часть обучающихся старших классов реализуют свои ИУП в одном общеобразовательном учреждении, а другая часть старшеклассников использует образовательные возможности сети.

    Порядок и механизм построения индивидуальных учебных планов в рамках модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций в настоящий момент разрабатывается и будет направлен в субъекты Российской Федерации отдельным письмом. Однако предварительно при организационной разработке вышеназванных вариантов необходимо решать вопросы обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, их сопровождения к различным местам обучения взрослыми, нормативных документов об ответственности учредителей и руководителей учреждений.

    Принципы организации профильного обучения с предоставлением выбора на основе индивидуального учебного плана

    Построение обучения на основе индивидуальных учебных планов меняет принципы формирования учебного плана общеобразовательного учреждения, равно как и составления школьного расписания занятий. Сначала общеобразовательное учреждение определяет общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для освоения, затем формируются индивидуальные учебные планы каждого ученика, и лишь затем их совокупность определяет учебный план и расписание занятий для данного учреждения в целом.

    В общеобразовательных учреждениях, работающих на основе ИУП, изменяется практика изучения обучающимися всех учебных предметов в составе одного и того же класса. Совокупность индивидуальных учебных планов обучающихся старших классов становится основой для их распределения по учебным группам, классам.

    Новая структура федерального Базисного учебного плана позволяет вводить ИУП по всем базовым, профильным предметам и элективным курсам.

    В Пояснительной записке к проекту нового Базисного учебного плана говорится, что "…выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое общеобразовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план…".

    Составление учебного плана общеобразовательного учреждения и школьного расписания, основанного на индивидуальных учебных планах учеников, может осуществляться в три этапа.

    Этап 1. Формирование списка учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимся.

    Данный этап начинается с составления предварительного варианта учебного плана общеобразовательного учреждения, включающего в себя набор учебных предметов, которые данное учреждение может предложить ученикам на выбор. В соответствии с федеральным Базисным учебным планом определяется перечень обязательных предметов на базовом уровне (федеральный компонент).

    Далее перечень дополняется профильными предметами, которые школа предлагает обучающемуся для выбора.

    Затем учебный план общеобразовательного учреждения дополняется предметами, включая предметы регионального компонента, и элективными курсами. Перечень и содержание элективных курсов определяется школой (компонент образовательного учреждения).

    Этап 2. Составление индивидуальных учебных планов, учебного плана общеобразовательного учреждения и расписания занятий.

    Обучающиеся выбирают предметы, которые хотят изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух). Следует обратить особое внимание на следующие положения федерального Базисного учебного плана:

    • если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История", входящие в инвариантную часть БУПа, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются;
    • в случае, если на базовом или профильном уровне изучаются три учебных предмета естественнонаучного цикла, то интегрированный курс "Естествознание" на базовом уровне не изучается;
    • учебный предмет "Обществознание" в старшей школе на базовом уровне включает модули (разделы) "обществоведение", "экономика" и "право", которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне "обществоведение", "экономика" и "право" изучаются как самостоятельные учебные предметы в различных комбинациях в зависимости от выбранного профиля. В случае, если "Обществоведение" и один из учебных предметов социально-экономического цикла ("Экономика", "Право") изучаются на профильном уровне, то интегрированный курс "Обществознание" на базовом уровне не изучается.

    После предложений обучающихся по выбору предметов и курсов производится подсчет суммарного объема часов, составляющих индивидуальный учебный план и, если потребуется, приведение его в соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом и СанПиНами.

    Необходимо пояснить обучающимся механизм составления индивидуального учебного плана, возможности и правила его изменения за время обучения в старшей школе, формы отчетности по изученным курсам.

    При составлении ИУП следует обратить внимание на то, чтобы обучающиеся и их родители понимали, что имеет место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при выполнении определенных условий, получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации.

    Далее ведется работа по составлению расписания общеобразовательного учреждения.

    Составление расписания с учетом ИУП.

    Разработана компьютерная программа "ИУП-профиль", которая с учетом нормативов федерального Базисного учебного плана, объемов допустимой учебной нагрузки, возможностей и интересов школы, объема и содержания регионального компонента учебного плана помогает школе и учащимся вести работу по созданию индивидуальных учебных планов обучения на третьей ступени. Программа "ИУП-профиль" прилагается к данному письму на CD-ROM.

    Администрация общеобразовательного учреждения делает сводную таблицу, в которой суммируются индивидуальные учебные планы обучающихся старших классов. Ниже приводится пример такой таблицы для общеобразовательного учреждения, имеющей в параллели 10-х классов 50 учеников (2 класса).

    Таблица общеобразовательного учреждения №__ города N по выбору учебных предметов базового и профильного уровня (10-ые классы; первое полугодие)

    Учебный предмет Базовый уровень Профильный уровень
    Учебных часов в неделю Кол-во обучающихся, выбравших данный предмет Учебных часов в неделю Кол-во обучающихся, выбравших данный предмет Учебных групп
    Русский язык 1 35 1 2 15 1
    Литература 4 30 1 5 20 1
    Математика 4 20 1 6 30 1
    История 2 50 2 -
    Информатика и ИКТ 2 17 1 4 33 3
    Иностранный язык 4 - 6 50 4
    Физика 2 45 5 5

    Из таблицы видно, что по учебным предметам "Русский язык", "Литература" и "Математика" возможно создание учебных групп по параллелям.

    Предмет "история" школа предлагает изучать только на базовом уровне. Это означает, что формируются две подгруппы.

    На занятиях по "Информатике" класс делится на подгруппы. Здесь может быть выбран, например, такой вариант: 1 подгруппа базового уровня; три - профильные.

    При изучении иностранного языка класс также делится на подгруппы, следовательно, возможно создание 4 подгрупп. Сложнее обстоит дело с изучением учебного предмета "Физика". Простым перераспределением обучающихся в данном случае вопрос не решить. Группа из пяти человек может изучать физику на профильном уровне только в том случае, если на это найдутся дополнительные средства. Их источниками могут стать: увеличение бюджетного финансирования, часы факультативов, кружков, родительские средства и т.д. Эта позиция может стать предметом переговоров общеобразовательного учреждения как с учредителем, так и с родителями обучающихся.

    Таким же образом ведется работа по предметам регионального и школьного компонентов.

    После анализа возможности общеобразовательного учреждения (расписание, кадры, средства и т.д.), в режиме переговоров с семьей старшеклассника возможна коррекция индивидуальных учебных планов.

    Подготовка расписания фактически предполагает составление расписаний учителей и каждого обучающегося. Также это предполагает изменение способа ведения классного журнала.

    Возможны иные варианты составления школьного расписания и ИУП, например, если общеобразовательное учреждение работает в режиме "учебных погружений", предоставляет ученику возможность некоторые курсы 11-го класса завершить в 10-м, практикует ускоренные курсы обучения и т.д. При сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций также следует учитывать, что ИУП обучающегося может предполагать прохождение некоторых учебных предметов в учреждениях дополнительного образования, заочных школах, сторонних общеобразовательных учреждениях; в рамках семейного образования, самообразования, экстерната и пр.

    Примеры создания ИУП и разработки расписания общеобразовательного учреждения, опытный образец компьютерной программы и перечень проблемных вопросов относительно организации практики ИУП и сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций представлены на сайте "Профильное обучение в старшей школе" в Интернете по адресу: www.profile-edu.ru.

    Заключение

    Поддержка образовательных учреждений, реализующих профильное обучение через ИУП, - важная часть обеспечения введения профильного обучения, поэтому деятельность по созданию ИУП может стать частью региональных и муниципальных программ перехода к профильному обучению.

    Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в учреждениях повышения квалификации, педагогических вузах, в общеобразовательных учреждениях создаются собственные варианты механизмов создания индивидуальных образовательных программ. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по различным способам организации индивидуальных форм образования, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения ИУП.


       

Идет Интернет-конференция. Обращение к участникам.


Вопрос Эксперту

Имеет ли право преподаватель русского языка и литературы колледжа участвовать в конкурсе лучших учителей (претендующих на премию в размере 100 тысяч рублей) в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 году?


Архив вопросов



Полезные ссылки

Информация об образовательных учреждениях, использующих в своей практике оригинальные и эффективные образовательные технологии