О проекте Семинары и конференции Новости Инвестиционный реестр Объединение ресурса Аналитика и интервью Контакты написать нам базис Инновационные разработки Вакансии Интернет-магазин

НОВОСТИ

За 2 года создать свыше четверти миллиона мест в детских садах, разработать и выполнить Госстандарт по дошкольному образованию?

19 апреля в Федеральном институте развития образования началось всероссийское совещание "Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению детей старшего дошкольного возраста".

Мы начинаем публикацию материалов, освещающих ход этого крупного события.

Ирина Тараданова (МОН):
Телефон О.А.Скоролуповой - единственного специалиста в Министерстве, занимающегося вопросами дошкольного образования, - работает в режиме горячей линии: дозвониться невозможно.

Лучшие по предоставлению мест в дошкольных учреждениях: Мордовская Республика, Ненецкий автономный округ, Белгородская, Ростовская, Новосибирская, Волгоградская области, город Москва.

19.04.2007


  

Дистантное образование в школе - реальность или утопия?



Янина И.Б.

Муниципальное образовательное учреждение Таволжанская средняя общеобразовательная школа, учитель истории

Дистантное образование в школе - реальность или утопия?

Хорошо забытое старое…

Экстерн - (от латинского слова exsternus - внешний, посторонний) - лицо, самостоятельно изучающее программы начального, основного и среднего общего образования, сдающего промежуточные и итоговые государственные экзамены.

ИДЕЯ школ-экстернатов в принципе не нова: и в былые времена экстерном обучали рабочую молодежь из-за нехватки времени на фундаментальное образование. Также детей с ослабленным здоровьем - из-за частых пропусков уроков.

Уйти в экстернат может любой желающий независимо от возраста. Об этом написано в Законе РФ "Об образовании", в приказе Министерства образования РФ от 23.06.2000 г. №1884. Для этого достаточно написать заявление на имя директора образовательного учреждения и объяснить, почему вам нужен экстернат.

Режим учебы различен. В основном таков: от 2 до 4-х раз в неделю ребята приезжают в экстернат на консультацию. Они могут не заниматься в группах, а получать задания через интернет, выполнять их дома и отправлять обратно. Если ваш ребенок в течение длительного времени находится, к примеру, за границей - такая форма обучения для него идеальна. Есть одаренные ребята, которые всерьез занимаются танцами, спортом или снимаются в кино. Или усердно осваивают языки. Для них экстернаты - счастливая возможность все успеть. Бывает, девушка забеременела уже в школьные годы, тяжелое материальное положение семьи заставляет подростка идти работать. Заочное и самостоятельное обучение спасут их от психологического шока и позволят дать образование наравне со всеми и даже раньше. Необычно? Непривычно? Но и дети у нас весьма необычные и зачастую попадают в непривычные для нас взрослых ситуации. В новом веке - новые времена!

Что же такое экстернат

ПРИКАЗ об утверждении "Положения о получении общего образования в форме экстерната" вышел в 2000 году. В этом Положении определено, что экстернат - это форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение экстерном (учеником) программ начального, основного, среднего (полного) общего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

По окончании обучения экстерн получает аттестат государственной школы без пометки "экстернат" - такой же, как и у обычных выпускников, полностью ему равноценный.

С тех пор не нужна весомая причина, чтобы оставить школу по месту жительства и уйти в экстернат. Почему оставить? Например, в 7-8-м классах каждый день у ребят должно быть по шесть-семь уроков плюс три часа на домашнее задание. Получается десятичасовой рабочий день. Подросток дополнительно занимается в кружках и секциях, ходит на подготовительные курсы в вуз. Разве реально все успеть? А как обидно в этом случае тратить время впустую.

Нынешняя ситуация такова: экстерном теперь стремятся обучаться многие старшеклассники в целях экономии времени при поступлении в вуз. Многовариантность и гибкость этой системы позволяет подогнать учебный процесс индивидуально к каждому ребенку, подростку, слушателю. Есть удобный вариант для будущих абитуриентов. Экзамены сдаются блочно, по окончании курса каждого предмета. Выучил физику за 10-й класс, тут же закрепил экзаменом и принялся за другой предмет… Вот вам и углубленный подход к изучению предмета. Есть и другие преимущества ускоренного образования. Отлично высыпаешься, сам планируешь свой день, никто не дергает с опросом, никто не заставляет убираться в школе. Не нравится оценка? Имеется возможность пересдачи для улучшения аттестата. В экстернате гораздо легче получить аттестат с отличием, нежели в обычной школе.

Освобождение большого количества времени, целенаправленное изучение нужных предметов и воспитание в характере ответственности и самостоятельности - и есть те козыри экстерната, которые дают преимущества при поступлении в вуз.

Достоинства и недостатки

В начале о достоинствах экстерн-образования.

  1. У родителей появляется возможность оптимально организовать рабочий день ребенка. Кто, как не они, знают, в какое время лучше сесть за учебники.
  2. Занятия в маленьких группах эффективнее работы с целым классом.
  3. Самостоятельные занятия организовывают самого ребенка. Учеба с интересом (есть цель и задачи) куда плодотворнее, чем под нажимом.
  4. Дети-экстерны рано определяются с выбором профессии, наиболее целенаправленны и раньше сверстников желают приступить к работе.
  5. После двух-трех месяцев индивидуальной учебы подросток сможет сам пользоваться навыком самостоятельной работы, который очень пригодится ему в дальнейшем.

Теперь - недостатки, вернее проблемы.

  1. Если для вашего ребенка обычная школа не по зубам, он плохо организован, любит улицу - экстернат расслабит его еще больше.
  2. Экстернат изолирует ребенка от коллектива.Школьная пора - это множество трогательных моментов: слезы расставания (или радости) после завершения учебы; дружный костяк в классе, которые знали друг друга еще малышами; в общем, до боли знакомое выражение "светлые школьные годы". Экстернат быстро закругляет эту романтику и рано детей заставляет становиться взрослыми. Ведь там они уже учатся не по принуждению, а потому что надо.
  3. Дома в случае непонимания темы некому задать вопросы. Большую поддержку оказывает интернет.
  4. Обучение в основном платное.
  5. Родителям необходимы поддержка и ясность для каждого случая отдельно.
  6. Слабое здоровье ребенка. Ведь ускоренное обучение - огромная нервная и психологическая нагрузка, потому что программы средней школы достаточно сложны и обширны. Начнется гонка. Будет тяжело и ребенку, и родителям.

Подводя итоги об экстернатной форме образования можно сделать вывод, что получение образования в форме экстерната имеет свою специфику:

  • классно-урочная система полностью заменяется лекционно - семинарской;
  • сроки обучения сокращены;
  • программа обучения включает базовые общеобразовательные учебные предметы;
  • в процессе обучения учащиеся работают с текстами учебников, пособий, используют лекционный материал;
  • получение общего образования в форме экстернат не ограничивается возрастом.



       

Идет Интернет-конференция. Обращение к участникам.


Вопрос Эксперту

Имеет ли право преподаватель русского языка и литературы колледжа участвовать в конкурсе лучших учителей (претендующих на премию в размере 100 тысяч рублей) в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 году?


Архив вопросов



Полезные ссылки

Информация об образовательных учреждениях, использующих в своей практике оригинальные и эффективные образовательные технологии