О проекте Семинары и конференции Новости Инвестиционный реестр Объединение ресурса Аналитика и интервью Контакты написать нам базис Инновационные разработки Вакансии Интернет-магазин

НОВОСТИ

За 2 года создать свыше четверти миллиона мест в детских садах, разработать и выполнить Госстандарт по дошкольному образованию?

19 апреля в Федеральном институте развития образования началось всероссийское совещание "Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению детей старшего дошкольного возраста".

Мы начинаем публикацию материалов, освещающих ход этого крупного события.

Ирина Тараданова (МОН):
Телефон О.А.Скоролуповой - единственного специалиста в Министерстве, занимающегося вопросами дошкольного образования, - работает в режиме горячей линии: дозвониться невозможно.

Лучшие по предоставлению мест в дошкольных учреждениях: Мордовская Республика, Ненецкий автономный округ, Белгородская, Ростовская, Новосибирская, Волгоградская области, город Москва.

19.04.2007


  

"ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ 9 - 11 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"


Щеклеина Светлана Николаевна,

МОУ Оричевская СОШ №1, учитель физики и информатики, классный руководитель 10 класса

Понятие личностного роста в современной науке связывается с рассмотрением нескольких категорий: личность, развитие, рост, самообразование, самоактуализация, самосовершенствование, саморегуляция, самоосмысление, самоопределение, поэтому, начиная предпрофильную работу с 9 классом, и ставя перед собой цель - развитие личности учеников, возникло сомнение в эффективности традиционных форм работы. Опыт работы доказал, что именно деятельностный подход стимулирует личностный рост учащихся. Понятие деятельностного подхода употребляю как процесс решения жизненно важных, в том числе личностных, проблем путём вовлечения их в активную творческую работу, имеющую своей целью построение субъективно нового знания.

Понимая чего необходимо добиться в результате предпрофильной подготовки и профильного обучения и как это сделать, пришла очередь задуматься каковы причины личностных проблем учащихся. Оказалось, что кто-то не разобрался в себе; кто-то не знает чего хочет; кто-то видит перспективы, но не знает как добиться своих целей; кто-то смотрит на себя и своё будущее очень самонадеянно, через призму родительской опеки и т.д. В то же время оказалось, что это проблемы не только подростков, но и их родителей, которые либо им всё дозволяют, либо жёстко контролируют, лишая детей права на ошибку.

Поэтому одним из направлений работы с учащимися и их родителями выбрала работу над целеполаганием и путями достижения поставленных целей. При целенаправленной работе в 9 и 10 классе ребята ставят цели, находят пути их достижения. Но не всегда предусматривают свой личный вклад в достижение поставленных целей.

На одном из классных часов из серии "Мечты карьериста", ребятам, разделённым на группы по 4-5 человек было предложено нарисовать или написать:

  1. цели на будущее;
  2. страхи, проблемы, которые возникают на пути достижения целей;
  3. пути достижения этих целей.

Похожие вопросы были заданы их родителям на родительском собрании.

Анализ результатов показал, что дети и родители ходят одного и того же - финансового благополучия детей, хорошие семьи, здоровье. При достижении поставленных целей, как у детей, так и у родителей, возникают одни и те же проблемы - недостаточная успеваемость, страх остаться без работы, не реализоваться в жизни.

Однако, реализацию целей родители видят в плодотворном труде своего ребёнка при их финансовой и моральной поддержке, а дети уверены в том, что всё в жизни им достанется легко: богатый муж, сразу высокооплачиваемая интересная работа.

В свою очередь оказалось, что причины своих страхов родители видят в чём угодно, но только не в себе. Редкие родители осознают свои недостатки в воспитании детей.

Не навязывая своё мнение, не давая правильных ответов, а стимулируя ребят и родителей, в коллективной творческой деятельности, а затем во внутренней работе, каждый сам неоднократно анализирует пережитое - озвученное и не озвученное и делает для себя выводы.

Побудив рисовать, думать, обсуждать, т.е. действовать и проживать тайные и озвученные мысли, уверена, что личность развивается, следовательно, не мгновенно, пусть медленно, но верно наблюдается личностный рост учащихся.

Какой аспект личностного роста мы не хотели бы развивать, в современных условиях наиболее эффективен деятельностный подход, т.к. обеспечивает личностную заинтересованность, эмоциональную окраску и проживание предложенных ситуаций.

Как для учителя, критерием результативности проделанной работы, в конце 11 класса для меня будет:

  • наличие социально-значимых мотивов учащихся,
  • способность личности к сознательному руководству собственным поведением,
  • успешная социализация воспитанников.



       

Идет Интернет-конференция. Обращение к участникам.


Вопрос Эксперту

Имеет ли право преподаватель русского языка и литературы колледжа участвовать в конкурсе лучших учителей (претендующих на премию в размере 100 тысяч рублей) в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 году?


Архив вопросов



Полезные ссылки

Информация об образовательных учреждениях, использующих в своей практике оригинальные и эффективные образовательные технологии