|
"ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ 9 - 11 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
|
Щеклеина Светлана Николаевна,
МОУ Оричевская СОШ №1, учитель физики и информатики, классный руководитель 10 класса
Понятие личностного роста в современной науке связывается с рассмотрением нескольких категорий: личность, развитие, рост, самообразование, самоактуализация, самосовершенствование, саморегуляция, самоосмысление, самоопределение, поэтому, начиная предпрофильную работу с 9 классом, и ставя перед собой цель - развитие личности учеников, возникло сомнение в эффективности традиционных форм работы. Опыт работы доказал, что именно деятельностный подход стимулирует личностный рост учащихся. Понятие деятельностного подхода употребляю как процесс решения жизненно важных, в том числе личностных, проблем путём вовлечения их в активную творческую работу, имеющую своей целью построение субъективно нового знания.
Понимая чего необходимо добиться в результате предпрофильной подготовки и профильного обучения и как это сделать, пришла очередь задуматься каковы причины личностных проблем учащихся. Оказалось, что кто-то не разобрался в себе; кто-то не знает чего хочет; кто-то видит перспективы, но не знает как добиться своих целей; кто-то смотрит на себя и своё будущее очень самонадеянно, через призму родительской опеки и т.д. В то же время оказалось, что это проблемы не только подростков, но и их родителей, которые либо им всё дозволяют, либо жёстко контролируют, лишая детей права на ошибку.
Поэтому одним из направлений работы с учащимися и их родителями выбрала работу над целеполаганием и путями достижения поставленных целей. При целенаправленной работе в 9 и 10 классе ребята ставят цели, находят пути их достижения. Но не всегда предусматривают свой личный вклад в достижение поставленных целей.
На одном из классных часов из серии "Мечты карьериста", ребятам, разделённым на группы по 4-5 человек было предложено нарисовать или написать:
- цели на будущее;
- страхи, проблемы, которые возникают на пути достижения целей;
- пути достижения этих целей.
Похожие вопросы были заданы их родителям на родительском собрании.
Анализ результатов показал, что дети и родители ходят одного и того же - финансового благополучия детей, хорошие семьи, здоровье. При достижении поставленных целей, как у детей, так и у родителей, возникают одни и те же проблемы - недостаточная успеваемость, страх остаться без работы, не реализоваться в жизни.
Однако, реализацию целей родители видят в плодотворном труде своего ребёнка при их финансовой и моральной поддержке, а дети уверены в том, что всё в жизни им достанется легко: богатый муж, сразу высокооплачиваемая интересная работа.
В свою очередь оказалось, что причины своих страхов родители видят в чём угодно, но только не в себе. Редкие родители осознают свои недостатки в воспитании детей.
Не навязывая своё мнение, не давая правильных ответов, а стимулируя ребят и родителей, в коллективной творческой деятельности, а затем во внутренней работе, каждый сам неоднократно анализирует пережитое - озвученное и не озвученное и делает для себя выводы.
Побудив рисовать, думать, обсуждать, т.е. действовать и проживать тайные и озвученные мысли, уверена, что личность развивается, следовательно, не мгновенно, пусть медленно, но верно наблюдается личностный рост учащихся.
Какой аспект личностного роста мы не хотели бы развивать, в современных условиях наиболее эффективен деятельностный подход, т.к. обеспечивает личностную заинтересованность, эмоциональную окраску и проживание предложенных ситуаций.
Как для учителя, критерием результативности проделанной работы, в конце 11 класса для меня будет:
- наличие социально-значимых мотивов учащихся,
- способность личности к сознательному руководству собственным поведением,
- успешная социализация воспитанников.
|
|
|
|