О проекте Семинары и конференции Новости Инвестиционный реестр Объединение ресурса Аналитика и интервью Контакты написать нам базис Инновационные разработки Вакансии Интернет-магазин

НОВОСТИ

За 2 года создать свыше четверти миллиона мест в детских садах, разработать и выполнить Госстандарт по дошкольному образованию?

19 апреля в Федеральном институте развития образования началось всероссийское совещание "Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению детей старшего дошкольного возраста".

Мы начинаем публикацию материалов, освещающих ход этого крупного события.

Ирина Тараданова (МОН):
Телефон О.А.Скоролуповой - единственного специалиста в Министерстве, занимающегося вопросами дошкольного образования, - работает в режиме горячей линии: дозвониться невозможно.

Лучшие по предоставлению мест в дошкольных учреждениях: Мордовская Республика, Ненецкий автономный округ, Белгородская, Ростовская, Новосибирская, Волгоградская области, город Москва.

19.04.2007


  

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ



Есикова Елена Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 г. Ставрополя, заместитель директора по экспериментальной работе Почетный работник общего образования РФ


Система базового общего и дополнительного образования, составляющая единое образовательное пространство, обладающая объективно присущими ей консервативностью и инерцией, "запаздывает" в своей реакции на ситуацию, когда в сфере профессионального самоопределения старшеклассников накопился ряд противоречий, среди которых основными являются: расхождения между потребностями общества, различных сфер производства и личными планами молодых людей, между недостаточной информированностью старшеклассников о мире профессий и требованием сознательности и самостоятельности профессионального выбора, между потребностями учащихся в условиях и недостатком или отсутствием компетентных консультантов, между незнанием учащихся о правилах выбора профессии и необходимостью обязательного выбора, между профессиональными планами старшеклассников и их личными качествами, между необходимостью планировать собственную жизненную стратегию, профессиональную карьеру и отсутствием у старшеклассников навыков аналитической, прогностической и проектной деятельности. Чтобы устранить эти противоречия, необходимо создать систему педагогической поддержки старшеклассников в процессе планирования профессиональной карьеры. В качестве конечной цели профессиональной ориентации необходим не просто выбор профессионального образовательного учреждения или места работы, а определенный план профессиональной карьеры, в рамках которого будут определяться шаги профессионального становления и самореализации. Результатом профессионального самоопределения учащихся в современных российских условиях должна стать не узко направленная профессиональная специализация, а готовность учащегося к профессиональному карьерному росту, способность ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально используя при этом имеющиеся личностные ресурсы и внешние условия.

Складывающиеся в последние годы организационные модели функционирования учреждений дополнительного образования стали решать новые социально-педагогические задачи, связанные с актуализацией ценности личности, утверждением приоритета личностного и профессионального самоопределения и саморазвития. Планирование профессиональной карьеры, являясь составляющей профориентационной функции, гармонично вписывается в систему социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей.

Если в советское время в общеобразовательных школах и проводилась некоторая зачастую односторонняя и формальная профориентационная работа с учащимися, то в перестроечное время по причине недостаточного финансирования образования она практически была сведена к нулю. В настоящее время эту задачу частично выполняют учреждения системы дополнительного образования, где ребенок может реализовать свое право на свободный выбор цели, развить способности к позитивному целеполаганию, выработать умения достигать цели своего профессионального предназначения. Сейчас учреждения дополнительного образования детей располагают необходимыми педагогическими предпосылками для осуществления образовательного процесса по планированию старшеклассниками профессиональной карьеры. К этим предпосылкам мы относим внешние или нормативные предпосылки, которые обусловлены требованиями общества, государства и рынка труда к системе образования, выпускники которой рассматриваются как будущие работники. А также внутренние предпосылки, которые представлены ресурсами самого учреждения дополнительного образования детей: информационными, технологическими, кадровыми, материальными.

Разработка научно обоснованных программ и технологий подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, планированию собственной профессиональной карьеры, безусловно, снимает часть проблем, но отсутствие педагогических технологий, доводящих выбор старшеклассников до целенаправленного процесса планирования профессиональной карьеры сохраняет противоречие между желаниями старшеклассников осуществить свой профессиональный выбор и их не владением умениями и навыками познания себя и возможностей окружающей социальной среды для определения личностной профессиональной перспективы.

При правильной постановке предпрофильной подготовки и профориентационной работы в школе и в учреждениях дополнительного образования у старшеклассника сформируется целостный, непротиворечивый и согласованный образ профессионального будущего (план профессиональной карьеры), если содержание, формы и методы деятельности учреждений общего и дополнительного образования дополнятся технологиями педагогической поддержки старшеклассников в процессе планирования профессиональной карьеры, в которых:

  • выявляется и учитывается уровень готовности учащихся к планированию профессиональной карьеры;
  • осуществляется консультационная помощь старшеклассникам по дифференциации их образовательных траекторий в соответствии с их уровнем готовности к планированию профессиональной карьеры;
  • старшеклассникам предоставляется возможность осуществления познавательной, исследовательской, проектной и практической деятельности по планированию профессиональной карьеры;
  • организуется поэтапное овладение умением планировать профессиональную карьеру.

Планирование профессиональной карьеры как педагогический процесс должно выполнять несколько функций:

  • когнитивную функцию - познание себя, своих способностей и возможностей профессиональной самореализации и саморазвития; познание сферы трудовой и производственной диагностики человека, современного рынка труда и образовательных услуг;
  • воспитательную функцию - формирование представлений о социально одобряемых формах профессиональной самореализации, определение собственных ценностных норм поведения, закрепление опыта индивидуальной и коллективной проектной и творческой деятельности;
  • развивающую функцию - развитие самопознания, самоанализа, рефлексии, проектирования и планирования деятельности.

Вспомним, что наиболее значимыми критериями готовности личности к планированию профессиональной карьеры являются следующие: наличие четко сформулированных целей, представление о внешних и внутренних условиях достижения этих целей, непротиворечивые ценностные ориентации. Так, например, в МОУ СОШ № 21 г. Ставрополя разработан и введен курс предпрофильной подготовки для 9-х классов "Я и мои пути самореализации" Одной из целей которого является предпрофильная и профориентационная работа с последующими социальными практиками. Эта работа заключается в том числе и в подготовке старшеклассников к планированию профессиональной карьеры посредством построения ими личной профессиональной перспективы и создания проекта плана профессиональной карьеры.

В процессе организации планирования профессиональной карьеры последовательно реализуются следующие способы учебной деятельности: репродуктивно-познавательная деятельность, частично-поисковая деятельность, игровое моделирование, исследовательская и проектная деятельность.

Репродуктивно-познавательная деятельность предполагает формирование у учащихся понятийного аппарата и основных знаний, умений и навыков целеполагания, анализа, синтеза и оценивания. Отслеживается эта деятельность средствами дидактических тестов и при анализе итоговых творческих работ - рефератов и проектов планов профессиональной карьеры.

Частично-поисковая деятельность организуется на этапе предварительного сбора информации об особенностях личности, ее характере, темпераменте, способностях, достоинствах и недостатках с использованием метода сбора независимых характеристик и самоанализа. Также частично-поисковая деятельность осуществляется в рамках сбора информации об особенностях выбираемой профессиональной сферы и моделях профессионального карьерного продвижения.

Достоинства используемых игровых технологий заключается в том, что с их помощью организовывается практическая проба по принятию решений о реализации профессиональных карьерных замыслов; активизируется процесс профессионального самоопределения; создаются условия для самодиагностики готовности к принятию решений.

Организация исследовательской и проектной деятельности позволяет реализовать следующие образовательные функции - образовательную, развивающую и диагностическую. Образовательная функция выражается, во-первых, в активизации мыслительной деятельности учащихся, во-вторых, в формировании самостоятельности и ответственности, в-третьих, в формировании умения планировать и организовывать свою деятельность. Развивающая функция заключается в развитии творческого потенциала учащихся, познавательных и личностных возможностей. Диагностическая функция проектной и исследовательской деятельности реализуется в том, что ученик осуществляя активную пробу сил, диагностирует наличие у себя способностей, интересов, умений и навыков. Исследовательская деятельность позволяет выработать умения и навыки, которые необходимы при осуществлении проектной деятельности, по составлению плана профессиональной карьеры.

Проектная деятельность организуется на таком этапе учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся демонстрируют достаточный уровень навыков самостоятельной работы. Особенно важно отметить значимость проектной деятельности в личностном самоопределении учащегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке в процессе проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников проектной деятельности, сформировать навыки группового взаимодействия.

Приобщение учащихся к исследовательской и проектной деятельности решает как минимум четыре задачи:

  • повышение уровня социальной адаптации учащихся (т.к. происходит развитие одного из главных компонентов - способности к рефлексии собственной деятельности, формируется познавательная самостоятельность и активность);
  • создаются условия для личностного и профессионального самоопределения (ребята определяют значимость и ценность данного вида деятельности для себя и возможность его дальнейшего использования);
  • формирование готовности к самоопределению и продолжению образования в вузе (т.к. исследовательская деятельность является одним из ведущих видов деятельности студента);
  • формирование умений и навыков планирования, организации и контроля собственной деятельности.

К ним относятся следующие критерии: наличие четко сформулированных профессиональных целей и ценностей, видение этапов достижения жизненных и профессиональных целей, представление о внешних и внутренних условиях достижения целей, непротиворечивые ценностные ориентации, наличие запасных вариантов выбора профессиональной траектории.

Учащимся с низким уровнем готовности предлагается освоение курса в режиме выполнения минимальных программных требований: выполнение тестовых упражнений, написание реферата об одной из интересующих профессий, составление письменного плана карьеры. Учащимися со средним уровнем готовности предлагаются активные формы работы - участие в профориентационных играх, участие в исследовательской работе с последующим представлением ее результатов на ученической конференции по проблемам планирования карьеры. Старшеклассникам с высоким уровнем готовности предлагаются следующие формы работы - участие в профориентационных играх, участие в исследовательской работе с последующим представлением ее результатов на ученической конференции по проблемам планирования карьеры, участие в конкурсе планов карьеры, руководство групповыми проектами или оформление и реализация индивидуального проекта.


       

Идет Интернет-конференция. Обращение к участникам.


Вопрос Эксперту

Имеет ли право преподаватель русского языка и литературы колледжа участвовать в конкурсе лучших учителей (претендующих на премию в размере 100 тысяч рублей) в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 году?


Архив вопросов



Полезные ссылки

Информация об образовательных учреждениях, использующих в своей практике оригинальные и эффективные образовательные технологии