|
ЛИЦЕЙ №2 - МОДЕЛЬ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
Петрова Т.В.
директор МОУ "Лицей №2" г.Чебоксары,
Николаева Г.Г.
заместитель директора МОУ "Лицей №2" г.Чебоксары,
Сатеева А.И.
заместитель директора МОУ "Лицей №2" г.Чебоксары,
Войдя в третье тысячелетие, каждое образовательное учреждение пытается найти ответы на вопросы, которые являются актуальными на современном этапе образовательной деятельности: от чего зависит результативность работы школы? Каким образом сделать школу более привлекательной для учащихся и их родителей? Как привлечь внимание к школе представителей власти?
Идея создания политехнической школы-гимназии в 1991 году была совершенно новой. В г.Чебоксары на базе Межшкольного учебно-производственного комбината была открыта Политехническая школа со статусом гимназии с инженерным, педагогическим, коммерческим и биолого-медицинским направлением. В городе подобной школы не было, нет и сейчас. Цель открытия ПШГ - выявить организационно-педагогические условия, при которых наиболее эффективно ведется подготовка школьников к выбору профессии. С 2000 года школа переименована в Лицей №2.
Обучение в лицее проводится по специальным учебным планам и программам. Составляя учебный план, мы исходим из целей дифференциации обучения. С психолого-педагогической точки зрения - это индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей школьников. С социальной точки зрения - это целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого индивида. С дидактической точки зрения - это решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения школьников. При этом педагогический эффект достигается главным образом за счет глубины усвоения материала, увеличения числа решаемых задач, лабораторных и практических работ на всех этапах обучения. В рамках реализации национального проекта "Образование" и в соответствии с основными направлениями модернизации образования большую роль играет введение профильного обучения. Многое из того, что является особенно актуальным в настоящее время, внедряется в нашем лицее уже на протяжении 15 лет. Вот некоторые цитаты из выступления директора департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаака Калины: "Введение грамотной системы профильного обучения, при которой у ребенка есть возможность выбирать для углубленного изучения из нескольких предметов, является важным элементом реформы общеобразовательной системы.". В свою очередь, необходимыми условиями качественного преподавания профильных дисциплин, по словам Исаака Калины, являются, во-первых, учителя очень высокой квалификации и, во-вторых, хорошо оборудованные лаборатории. Нельзя ребенка посылать в школу, где из всего выбора есть только углубленное изучение, допустим, физики. У него должен быть выбор хотя бы из четырех профильных вариантов. Таким образом, делает вывод Исаак Калина, "если школа на третьей ступени (10-11-й классы) не имеет хотя бы четырехсот учащихся, полноценное профильное обучение по выбору ученика она организовать не сможет". Все вышеизложенное можно отнести непосредственно к нашему лицею. С 1991 года лицей является многопрофильной школой, осуществляющей обучение с 9-го по 11-й класс.
Реализация идей профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет предпрофильная подготовка в основной школе. В лицее предпрофильная подготовка ведется по пяти направлениям. Курсы по выбору позволяют организовать пробу сил и сориентировать учащихся 9-х классов на определенный профиль будущего обучения.
Ежегодно психологической службой проводится исследование "Адаптация учащихся 9-х классов к условиям новой школы" с целью использования полученного материала для коррекционно-развивающей, индивидуальной работы с подростками, учителями-предметниками, классными руководителями. Главный результат исследования - ученикам интересно и комфортно в лицее, что в целом говорит об адаптации учащихся к условиям обучения с положительной динамикой. Ребят привлекает в лицее не только высокое качество знаний, возможность поступления в вузы по окончании лицея, но и возможность заниматься любимым делом во внеурочное время в кружках и студиях лицея.
В рамках эксперимента по введению профильного обучения учебный план всех 10-х классов и 11-го биолого-медицинского профиля составлен на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ. План основан на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного образовательного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы в учебном плане представлены на базовом и профильном уровне.
Таким образом, организация профильного обучения в старших классах лицея способствует удовлетворению индивидуальных образовательных запросов учащихся: до 70% выпускников лицея поступают в вузы по избранному профилю.
Обучение лицеистов по индивидуальным учебным планам и программам стало возможным с введением курсов по выбору в 9-х классах и элективных курсов в 10-11-х классах. Это позволяет не только удовлетворить разнообразные образовательные потребности выпускников лицея, но является также одним из факторов профессионального и личностного роста учителей.
Вот уже второй год в лицее действует система "Портфолио". Разработано положения о портфолио, бланки документов и шкала баллов, позволяющая составлять рейтинг учащихся лицея по параллелям. Портфолио лицеиста состоит из трех разделов: портфолио документов, портфолио отзывов, портфолио работ. Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
Серьезным подспорьем в организации профильного обучения может служить, на наш взгляд, дистанционное обучение. В условиях сосредоточения материально-технических и кадровых ресурсов на базе некоторых школ (ресурсных центров) организация дистанционного обучения позволит большому количеству учащихся воспользоваться наработками в области профилизации (элективные курсы, курсы по выбору, способствующие определению и поддержке профиля).
В связи с этим, в нашем лицее разработан и внедряется проект "Ресурсный центр: модель дистанционного обучения". Основными задачами проекта являются: предоставление учащимся лицея и школ города и республики возможности поддержки профиля путем изучения элективных курсов в дистанционной форме, освоение педагогами технологии дистанционного обучения, освоение новых форм сотрудничества лицея с родителями и учащимися, расширение возможностей лицея как ресурсного центра. Элементы дистанционного обучения используются при изучении некоторых предметов (литература, физика), и уже получили положительные отзывы учащихся и учителей лицея.
В настоящее время имеется уже большое количество образовательных учреждений различного уровня, внедряющих такую форму обучения, и довольно успешно. В дистанционном профильном обучении есть неоспоримые преимущества:
- Охват большого числа учащихся возможностями школы (ресурсного центра)
- Развитие самостоятельности и организованности учащихся
- Предоставление учащимся возможности широкого выбора курсов в соответствии с интересующим профилем
- Осуществление индивидуального подхода к обучению.
- Курсы дистанционного обучения предполагают тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, доставку необходимых учебных материалов, высокоэффективную обратную связь, максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем.
Но говорить о том, что эта форма универсальна и идеально подходит для обучения всех, наверное, не приходится. Не секрет, что далеко не все учащиеся в состоянии самостоятельно выполнять задания, контролировать себя (зачастую это не под силу и взрослым). Поэтому, по нашему мнению, внедрение дистанционного обучения необходимо, но должно осуществляться постепенно. Для начала, выбор такой формы обучения должен быть сугубо индивидуальным, по желанию учащегося. И, скорее всего, сочетание дистанционной и очной формы обучения даст наилучший результат.
Занимаясь вплотную особенностями дистанционного обучения, мы ознакомились с разными способами и вариантами организации такой формы обучения. Хочется сказать, что, наверное, не стоит "изобретать велосипед". И было бы не плохо, если организационные вопросы (включая техническую сторону, учебно-методическую и нормативно-правовую базу) можно было бы решить, используя хорошо разработанную систему на уровне Министерства образования.
Началом формирования профессиональных намерений и общественно значимых мотивов профессионального самоопределения школьников служит школа, а затем на разных этапах к этой работе подключаются и другие социальные институты.
Выпускник школы, помимо аттестата о ее окончании, должен иметь прежде всего навыки поведения в новых условиях, а это возможно при дифференцированном подходе к школьникам, выявляя у них склонности, способности и интересы к тому или иному виду трудовой деятельности. Чем раньше будет осуществляться дифференцированный подход к учащимся, тем раньше станут развиваться индивидуальные наклонности и способности. В нашем лицее ранняя дифференциация осуществляется с девятого класса и продолжается по одиннадцатый класс. При этом дифференцированное обучение в настоящее время ведется по таким профилям: педагогический, инженерный, биолого-медицинский, социально-экономический и социально-правовой.
Имея пятнадцатилетний опыт работы многопрофильного лицея, мы пришли к выводу, что профильное обучение должно осуществляться в течение трех лет, а предпрофильную подготовку необходимо начинать в восьмом классе. Результативность оформившейся модели профильного обучения подтверждается следующими фактами:
- 98% учащихся 9-х классов при переходе в 10-й класс сохраняют выбранный профиль
- До 70% выпускников лицея поступают в вузы по избранному профилю
- 100% учащихся на экзаменах по выбору предпочтение отдают профильным предметам (в том числе в форме ЕГЭ)
- 100% учащихся выбирают элективные курсы в соответствии с профилем, формируя тем самым индивидуальную образовательную программу
- Победители и призеры предметных олимпиад и конференций изучают эти предметы на профильном уровне
Таким образом, создание модели многопрофильной школы способно обеспечивать практическое решение задачи профессионального самоопределения молодежи, которое соответствовало бы их индивидуальным особенностям и требованиям к современному специалисту.
|
|
|
|