Модель предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях сельской школы
(из опыта работы)
|
Лесняк Татьяна Викторовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение директор МОУ "СОШ №13" с. Надежда Шпаковского района Ставропольского края
"Почётный работник общего образования"
[email protected]
Определив в 2000 году цель работы школы "Создание адаптивной образовательной среды с учетом индивидуальных способностей каждого члена школьного коллектива", мы, конечно же, одной из основных задач ставили задачу повышения качества образования личности ученика, определив его как соотношение цели и результата его образовательной деятельности.
Поэтому в 2002 году учреждение активно включилось в широкомасштабный эксперимент по теме: "Организация профильного обучения в условиях сельской школы".
Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в выявлении направлений, средств, условий эффективной социальной адаптации сельского школьника на основе профильного обучения с выходом на модельную интерпретацию. Реализация поставленных задач осуществлялась через решение задач:
- Подготовка выпускника школы к получению профессии;
- Отработка гибкой системы профилей в условиях сельской школы;
- Разработка критериев деятельности учреждения по профильному обучению учащихся.
Социальный заказ на осуществление такой деятельности существовал уже давно, в связи с изменением социально-экономической ситуации в селе Надежда. Оценив интеллектуальный и творческий потенциал педколлектива, проведя анализ социальных возможностей, мы поняли, что задача профильного обучения может быть успешно решена коллективом "СОШ №13":
- педагогами;
- учениками;
- родителями.
Процесс перехода к профильному обучению реализуется несколькими модулями.
1-й модуль - пропедевтика. Он осуществляется на уровне детей дошкольного возраста. ДОУ предоставляет нам карту психологической готовности дошкольников и наметившиеся приоритетные интересы.
Для детей, не посещавших ДОУ, именно с этой же целью осуществляется предшкольная подготовка, параллельно идет работа клуба "Молодая семья", созданного школой совместно с ДОУ №12, находящимся на территории села Надежда. Вся эта работа позволила помочь родителям, детям и педагогам определиться с выбором УМК в начальной школе.
Следующим модулем в реализации программы профильного обучения является цикл обучения 1-4 классов, цель которого: "Формирование устойчивой мотивации".
ы не преследуем определить профиль, по которому пойдет ребенок на 2 ступени, но стремимся через учебную работу и систему дополнительного образования осуществить поиск своего интереса, поскольку если не будет сформирована устойчивая общая мотивация, сложно говорить об интересе ученика к школе, учителям, предметам.
Построение модуля в 5-7 классах осуществляется с целью усиления личностного развития профильно-предметного интереса. Для этой группы классов предоставлен максимально широкий спектр секций, кружков, факультативов для определения своего предметного интереса.
Учитывая объем пропедевтики в предшествующих классах, учащиеся 8-9 классов уже стоят перед необходимостью окончательного выбора профиля. Учитывая возрастные особенности этого возраста, очень важны психологическая и социальная поддержка учащихся, чтобы избежать ошибки, которые могут негативно повлиять на жизненный путь ученика как субъекта, как личности, при этом сохраняя полнейшую лояльность, так как зачастую именно в этом возрасте меняются интересы, человек осознает себя частью какой-то группы, и важно, чтобы групповой интерес не закрыл личностные предпочтения. Итогом всей предыдущей работы является ранжирование интересов, то есть, определение профилей.
Чтобы избежать перегрузки учащихся, расписание элективных предпрофильных курсов построено с максимальным учетом экономии во времени, в объеме материала и в возможности выбора курса по каждой из предложенной области знаний, реализуя тем самым концепцию сохранения здоровья на всех этапах построения траектории индивидуального развития школьников.
И, наконец, последний модуль, цель которого - максимальное удовлетворение по выбранному профилю. На этом уровне мы сохраняем для ученика возможность перехода из одного профиля в другой, формируя при этом не профильные классы, а профильные группы, сохраняя класс как административную единицу по предметам базового уровня.
Подобная система профильного обучения позволила нам вывести ученика не только на выбор профессии, но и вполне ответственно на готовность его к ЕГЭ, о чем говорят проводимые регулярно в школе тестирования по типу ЕГЭ.
Хочется отметить еще один важный фактор, помогающий школьникам в выборе жизненного интереса. Это система дополнительного образования, которая создана в школе, функционирует серьезно и многообразно на протяжении многих лет и срабатывает непосредственно на формирование устойчивой мотивации к той или иной области знаний.
Таким образом, мы формируем базовую конструкцию модели сельской профильной школы.
А теперь о некоторых позитивных результатах реализации концепции эксперимента по профильному обучению в Надеждинской сельской школе. Во-первых, выросли показатели участия и побед в различных конкурсных мероприятиях. Это очень важный для нас показатель. Во-вторых, в прошедшем учебном году школа получила 1 миллион рублей, три педагога и ученица Комарова Светлана стали победителями Гранта.
Но по этим показателям можно оценивать любую школу, но для нас важным моментом является отслеживание соответствия выбранного учащимися профиля, реально выбранного профиля, через ведение мониторинга жизненной траектории наших выпускников, выпускников основной и средней школы.
Итоговая аттестация показывает, что улучшились знания не только по профильным предметам, но и общая успеваемость, о чем говорит проведённая экспертиза.
Сравнительный анализ итоговой аттестации по профильным предметам показал, что качество подготовки увеличилось в среднем на 17 %, что является несомненным подтверждением отработанной нами в ходе эксперимента подготовки учащихся к профильному обучению
Именно профильное обучение позволило не только расширить связи школы с различными общественными и государственными структурами, но и изменить эти отношения качественно, создать позицию взаимной заинтересованности и к тому, как происходит образовательный процесс в нашей школе, а особенно к нашим выпускникам
Одной из задач эксперимента было определение критериев оценки школы, которая осуществляет профильное обучение. На наш взгляд, предложенные вашему вниманию критерии в определенной степени решили эту задачу.
А теперь некоторые выводы о результатах экспериментальной работы. Трудно отрицать, что вся эта работа дает результат. В данном случае результат положительный. Теперь можно утверждать, что профильное обучение перешло из режима новации в режим традиции, то есть эксперимент изменил всех участников образовательного процесса.
|