|
Доклад Марьям Моисеевны Безруких, директора института возрастной физиологии Российской академии образования
|
Разработка концепции дошкольного образования уже три года ведется активно. Три института РАО подготовили концепции предшкольной подготовки детей. Мне бы хотелось, чтобы результатом этого совещания было не "одобрить концепцию", а "рекомендовать концепции к публикации - все три".
Меня не пугают слова "предшкольное образование": это развитие, обучение и воспитание детей старшего дошкольного предшкольного возраста. Во всем мире и по решению ЮНЕСКО, этот этап называется ДОНАЧАЛЬНЫМ образованием.
Не все дети ходили, ходят и будут ходить в детский сад. А мы должны обеспечить равные стартовые возможности ВСЕМ. Поэтому надо разработать комплекты методических пособий, педагоги и воспитатели должны хорошо знать, как по ним работать, чтобы не нанести ущерб ни развитию, ни воспитанию, ни здоровью ребенка.
Индивидуальный разброс в секторах психического развития ребенка дошкольного возраста доходит, по нашим данным, до 2 лет! Поэтому меня очень смущают требования, предъявляемые к ребенку. Что это будут за требования? Экзамен по окончании детского сада? Или экзамен при поступлении в школу? Понятно ведь, почему существуют курсы подготовки к школе: потому что есть экзамен. Я знаю, насколько вариативно развитие ребенка, и мы должны были бы разработать стандарты, тесты, нормативы по развитию ребенка по всем пунктам:
- по социальному,
- личностному,
- эмоциональному,
- когнитивному и так далее - развитию…
Причем по трехмесячному интервалу! Но этого нет в мире, и боюсь, это для нас работа на ближайшие 50 лет. А тогда на основании чего мы будем проверять? Какие критерии, требования? Где взять основания для оценки? Это должны обсуждать специалисты: педагоги, физиологи, психологи…
Стандарт в образовании специалистов, работающих в системе дошкольного образования, давно требует пересмотра. Например, что знают о детях с синдромом дефицита внимания наши "дошкольники"? Только 26% психологов (!) знают, что это такое и как с этим работать. Нужны новые курсы и спецкурсы.
Второе, что меня очень тревожит, - единая программа.
Для ребенка дошкольного возраста, в силу вариативности индивидуального развития, может быть разработана только индивидуальная программа развития! Можно работать, только если специалист знает, как разработать такую программу. Работать с детьми фронтально нельзя! С одним нужно работать над моторикой, с другим - если он не научился улыбаться до 5 лет , - нужно работать над эмоциональным развитием.
Подход должен быть только дифференцированным.
Ключевые вопросы в организации дошкольного образования сейчас, с нашей точки зрения:
- концепция,
- целесообразность разработки требований,
- эффективное методическое обеспечение,
- тандарты образования специалистов, которые будут работать с дошкольниками по этим программам.
|
|
|
|