Виктор Слободчиков, директор института развития дошкольного образования РАО:
Подготовка детей к школе – это не научная, а социальная, политическая проблема.
Старая система такой подготовки развалилась, новой - нет….
Прежде чем чиновники будут принимать решения, ученые должны сформулировать проблемы, которые надо решить предварительно.
Вполне очевидно, что педагогический корпус не может решить все проблемы единолично.
Тут должны принимать участие несколько позиционеров, каждый со своей стороны.
Детский физиолог развития. Он должен сформулировать критерии, нормы, возрастные ограничения: что допустимо, а что преступно по отношению к ребенку в таком-то возрасте.
Необходимы не просто девичьи томления о нормах развития – необходимо обеспечить кооперированную разработку управленческих, инструментально обеспеченных моделей:
1. Возрастно-нормативные модели развития на разных ступенях образования.
При этом норма – это то лучшее, что может быть для данного ребенка в данных условиях.
2. Модели возрастно-ориентированной профессиональной деятельности. Учитель не должен одно и то же делать с трехлетними и пятилетними детьми.
3. Возрастосообразные образовательные программы. Педагоги не должны удовлетворять свое честолюбие за счет ребенка.
Документ, содержащий все это, должен нормировать учебный процесс в системе профессиональной подготовки для дошкольных учреждений.
Конечно, в конкретной социокультурной ситуации должна осуществляться привязка к условиям конкретного места и времени. Надо учитывать интересы всех сторон: родителей, государства, муниципальных органов…Но всегда за этим должен следить субъект, удерживающий инструментально измеряемое социально-психологическое здоровье детей.
Перестаньте морочить себе голову типовыми программами – мы явно не успеваем с ними.
Вариативные программы тоже сами по себе не решают проблемы.
Нужны принципиальные программы – они станут фундаментом, матрицей, инструментом для экспертирования.
|