Организация представляющая разработку:
Название |
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Костромской областной институт повышения квалификации работников образования |
Руководитель |
Лушина Елена Альбертовна, ректор, к.п.н., доцент |
Контактная информация |
г.Кострома, ул. Ив. Сусанина, д.52, тел. (8492-3160-23) |
Авторы разработки:
Ф.И.О |
Место работы |
Должность |
Контактная информация |
Лушина Елена Альбертовна |
ГОУ ДПО Костромской областной институт повышения квалификации работников образования |
ректор |
г.Кострома, ул. Ив. Сусанина, д.52, тел. (8492-3160-23) [email protected]
|
Скворцов Аркадий Евгеньевич |
ГОУ ДПО КОИПКРО |
проректор по информационно-методи-ческому обеспечению |
|
Лошакова Людмила Альбертовна |
ГОУ ДПО КОИПКРО |
заведующая кафедрой педагогических инноваций |
|
Куприянов Борис Викторович |
ГОУ ПО КГУ им. Н.А. Некрасова; ГОУ ДПО КОИПКРО |
докторант, доцент кафедры управления |
|
Антонова Марина Олеговна |
департамент образования и науки Костромской области |
начальник отдела общего образования |
г. Кострома, ул. Ленина, д.20, тел: (8492-31-69-23) |
ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
1. Основная проблема
Не реализуются возможности презентации результатов деятельности в образовательной сфере для развития.
С одной стороны, у любого Субъекта есть потребность в периодическом представлении другому (другим) своих профессиональных успехов. С другой стороны, нередко практики испытывают серьезные затруднения в подготовке и осуществлении презентации собственной деятельности. Даже в случае более или менее удачного опубликования результатов работники образования не получают качественной обратной связи.
Недостаточно согласуются интересы регионального учреждения повышения квалификации и образовательных учреждений (работников образования, органов управления и т.д.).
Существующие на данный момент инструменты определения и уточнения заказа заказчиков и потребителей к учреждению дополнительного профессионального образования (ИПК) страдают кратковременностью, не позволяют ОУ и педагогам выступить равноправным партнером на этапе согласования заказа, обеспечить постепенное "выращивание" заказа. Возникает серьезная трудность в поиске адекватных и дешевых средствах диагностики. Очевидна потребность в длительно существующем пространстве диалога тех, кто нуждается в услугах дополнительного профессионального образования и тех, кто их предоставляет.
- Ограниченность ресурсов названных учреждений для проведения масштабных исследований проблем и запросов работников региональной системы образования и организации конкурсного движения (в том числе образовательных Форумов).
- Низкая культура использования работниками образования сети Интернет.
Компьютеризация образовательных учреждений региона не привела к включению массовой школы и массового учителя в открытое образовательное пространство. Требуется длительная работа по приучению учителей, управленцев, методистов к использованию ресурсов всемирной сети. Матрица является искусственно созданным стимулятором, которая побуждает и приучает к освоению возможностей открытого образования.
Несформированность межфорумного и межконкурсного пространств, каксредств выявления, поддержки и сопровождения потенциальных новаторов.
Поток стихийно возникающих ярких образцов успешной профессиональной деятельности начинает иссякать, нужна длительная системная работа по их отслеживанию и "выращиванию". Одна из задач КОИПКРО - разработка механизмов и внедрение технологий "выращивания", диссеминация инноваций.
Сферы использования инновационного проекта:
- образовательная деятельность региональной системы образования;
- региональная система повышения квалификации работников образования;
- управление региональной системой образования.
Данное описание выделяет сферу повышения квалификации как доминирующую.
Круг пользователей - субъекты образовательной деятельности.
Инновационный проект предназначен для следующих групп:
- педагогические работники системы общего среднего, дошкольного; начального профессионального и дополнительного образования;
- образовательные учреждения разных видов и типов;
- муниципальные органы управления образования;
- структуры повышения квалификации работников образования.
3. Цель (цели) разработки.
Цель разработки - создание организационно-методических условий для поддержки и развития процесса модернизации дополнительного профессионального образования в регионе.
Разработка призвана реализовать многоуровневый комплекс целей:
Уровневая цель для открытого образовательного пространства - содержательное и структурное обогащение и расширение за счет привлечения возможностей значительной массы работников образования региона.
Уровневая цель для региональной системы образования - интеграция региона в открытое образовательное пространство, "культивирование" практик открытого образования в регионе.
Уровневая цель для системы дополнительного профессионального образования - повышение качества дополнительного профессионального образования и его интеграция в открытое образовательное пространство.
От реализации данного проекта субъекты образовательной деятельности (учреждения образования и педагоги) могут получить дополнительное пространство презентации образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение профессионального и личного саморазвития, выстраивание стратегии личностного роста.
4. Основные задачи, решаемые внедрением разработки.
Стратегические задачи проекта
- Формирование открытого информационного массива для:
- анализа состояния, определения проблем и перспектив развития региональной системы дополнительного профессионального образования;
- проектирования курсов повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений
- Формирование сетевых педагогических сообществ и механизмов их взаимодействия с использованием информационных, организационных и кадровых ресурсов ГОУ ДПО КОИПКРО.
- Создание механизмов регулярной поддержки и стимулирования роста достижений в области образования.
- Развитие конкурсного движения и общественно-педагогического управления его процессами.
- Увеличение количества учителей, получающих методическую поддержку для повышения своей квалификации с использованием Интернет. Обобщение опыта использования Интернет для решения задач профессионального развития педагогов.
- Привлечение педагогической общественности и работников управления образованием в регионах к использованию потенциала открытого образования для решения задач профессионального развития педагогов.
- Оформление и реализация стратегий личностного роста педагогов, управленцев и сотрудников КОИПКРО.
Оперативные задачи проектной деятельности:
- техническая задача - создание сайта "Фестиваль образовательных достижений" на региональном педагогическом портале;
- методическая задача - формирование пакета методического обеспечения функционирования "Фестиваля образовательных достижений";
- внешняя организационная задача - привлечение к участию в "Фестивале образовательных достижений" различных категорий работников образования;
- внутренняя организационная задача - создание группы профессионалов, обслуживающих сайт "Фестиваль педагогических достижений".
Основой Концепции данного проекта послужили следующие актуальные теоретические понятия:
Открытое образование, понимаемое как пространства развития человеческого потенциала, субъектной позиции человека (В.И. Слободчиков, Г.Н. Прозументова), возможности самоопределения человека (Н.В. Рыбалкина) и образовательных ресурсов (Т.М. Ковалева). Открытое образование обуславливает инновационные поиски в школе и в педагогике способов работы с выбором ребенка, средств построения практики выбора и свободного учения в школе и в педагогике.
Сетевое взаимодействие в образовании - проектная деятельность субъектов образовательного процесса, объединенных общей целью и структурой управления. Результат и способ ресурсного управления. Признак перехода к открытому образованию.
Практика открытого образования - деятельность по проектированию и реализации проектов использования открытого пространства в целях образования.
Стратегия личностного роста - создание комплекса условий для развития личностных ресурсов, возможности их проявления, актуализации, развития, реализации в совместной деятельности
Достижениями в области образования в данном контексте являются: завершенные действия и процессы, направленные на совершенствование образования и выраженные в увеличении уровня учебных достижений детей. Достижения должны быть составной частью развития индивидуального педагогического процесса или программы развития образовательного учреждения или муниципального образования. Достижения должны быть признаны таковыми педагогическим сообществом, вышестоящими организациями, социальными заказчиками. 5. Ожидаемые результаты от внедрения проекта.
- представление собственного опыта различными субъектами образовательной деятельности, развитие у работников региональной системы образования мотивации профессионального самосовершенствования, проектного, маркетингового мышления, позиции заказчика, возникновение межфорумного пространства;
- выявление перечня актуальных проблем, волнующих работников региональной системы образования и построение в соответствии с ними содержания повышения квалификации;
- повышение квалификации, формирование клиентоориентированного мышления у работников системы дополнительного профессионального образования;
- повышение качества курсовой подготовки и мероприятий КОИПКРО;
- сетевое взаимодействие региональных и межрегиональных профессиональных сообществ работников образования;
- возникновение элементов общественного участия в развитии региональной системой дополнительного профессионального образования.
Эффекты:
- Повышение инвестиционной привлекательности региона (разворачивание инновационного потенциала на межрегиональный уровень)
- Профессиональные сообщества
- Личностное развитие
- Управленческие решения
- "Обратная связь": педагоги - КОИПКРО
6. Обоснование актуальности разработки.
Проект соотносится с концепцией модернизации образования, идеологией Национального проекта "Образование" и федеральной целевой программой развития образования до 2010 года.
Проект "Интернет-фестиваль образовательных достижений" является логическим продолжением, развитием и совершенствованием форумного движения в Костромской области. Форум имеет ряд особенностей, не позволяющих гибко управлять образовательными инициативами в регионе: особая организационная модель форума, весьма ресурсоемкая, не позволяет обнажить (увидеть) глубину содержания в выявленных проблемах образования и организовать более высокий уровень общественной экспертизы.
Проект развивает общую тенденцию к совершенствованию образовательной деятельности в рамках КОИПКРО. Поиски оптимальных путей и индивидуальных траекторий последипломного образования педагогов привели к идее "Интернет-фестиваля" как возможности своеобразного мониторинга затруднений их профессионального развития.
Проект учитывает экономическое и даже географическое положения многих российских регионов, неразвитость профессиональных коммуникаций педагогического сообщества. Неполноценная профессиональная коммуникация является сдерживающим фактором по отношению к профессиональному развитию. В "Интернет-фестиваль" заложен универсальный механизм, способствующий формированию поликоммуникаций работников образования различного уровня.
7. Новизна разработки.
Новизна разработки заключается в нетрадиционном сочетании традиционных элементов: образовательный Форум, Интернет- фестиваль, матричная модель, достижения в образовании, повышение квалификации, гуманитарная экспертиза и их интеграции в открытое образование. В результате появляется новая конструкция, обладающая интегративными, присущими только ей свойствами и признаками саморазвивающейся системы.
8. Содержание разработки. Системообразующим элементом Проекта является Матрица педагогических достижений. Содержательные линии и уровни Матрицы на 2006 г.
Содержательные линииуровни |
Индивидуальный уровень |
Уровень образовательного учреждения |
Муници-пальный уровень |
Региональ-ный уровень |
Федераль-ный и меж-дународный уровни |
Пропаганда здорового образа жизни и профилактика правонарушений |
|
|
|
|
|
Муниципальное управление |
|
|
|
|
|
Малочисленная сельская школа |
|
|
|
|
|
Предпрофильная подготовка и профильное обучение |
|
|
|
|
|
Воспитательная система |
|
|
|
|
|
«Одаренные дети» |
|
|
|
|
|
Информатизация образования |
|
|
|
|
|
Предшкольная подготовка |
|
|
|
|
|
Федеральный эксперимент (ЕГЭ) |
|
|
|
|
|
Инновационная деятельность |
|
|
|
|
|
Повышены квалификации педагогических и руководящих кадров |
|
|
|
|
|
Безопасность жизнедеятельности |
|
|
|
|
|
Развитие материально-технической базы |
|
|
|
|
|
Конкурс на грант Президента РФ (в рамках национального проекта «Образование») |
|
|
|
|
|
Разное |
|
|
|
|
|
Матрица - место Интернет-пространства для размещения, хранения и обработки информации с развитой системой поиска. Матрица - инструмент (средство) использования открытого пространства в целях образования. Матрица - структура для размещения материалов виртуального Фестиваля образовательных инициатив.
Модель информационных потоков матрицы.
Технологическое описание использования матрицы.
Образовательное достижение размещается авторами на сайте в специальную матрицу достижений - организационную форму фиксации и накопления образовательных достижений (через основной вход). Описание достижения производится по определенной форме (схеме) и ограничивается размерами диалогового окна. Описание достижения помещается в ячейку матрицы на один из четырех уровней и в одну из 14-16 содержательных линий. В итоге формируется информационный массив как некий виртуальный фестиваль образовательных достижений Костромской области.
Управление проектом складывается из обеспечения и регулирования участия пользователей и поддержкой развития проекта.
Программа может показывать рейтинг тем, уровней, образовательных учреждений (в муниципалитете и регионе), муниципальных образований, авторов, хронологических периодов.
Поместить содержательный материал в Матрицу можно только через блок "регистрация", доступ к просмотру Матрицы и рейтинга открытый через гостевой вход.
На сайте существует раздел "Форум" для обсуждения материалов, размещенных на Матрице, организации ее функционирования и усовершенствования. Возможно размещение на Форуме сайта материалов общественной экспертизы (голосования) и диагностических анкет. Матрица создана на базе Microsoft SharePoint Portal Server 2003 и обладает значительным запасом возможностей для своего развития.
Технический персонал выполняет следующие виды деятельности:
- создание сайта;
- поддержка работоспособности аппаратно-программного комплекса:
- обеспечение информационной безопасности;
- коррекция структуры матрицы в соответствии с техническим заданием
- сопровождение системы аутентификации пользователей.
Пользователи могут выполнять следующие виды деятельности:
- подготовка информации для размещения на сайте;
- регистрация и размещение информации на сайте;
- поиск необходимой информации разного вида;
- участие в работе Интернет-форума;
- участие в общественной экспертизе и голосовании;
- коммуникации посредством электронной почты;
- размещение ссылки на развернутый ресурс, описывающий достижение;
Методисты информационно-методического отдела выполняют следующие виды деятельности:
- анализ информационных материалов сайта (аннотаций образовательных достижений) и фокус-анализ проблем по материалам форума;
- подготовка статистических и аналитических отчетов и публикация их на сайте;
- размещение на сайте научно-методических, нормативных правовых и иных информационных материалов;
- размещение объявлений о региональных конкурсах и их организационное сопровождение;
- подготовка экспозиций по результатам конкурсов
Особые пользователи (методисты и преподаватели КОИПКРО) выполняют следующие виды деятельности:
- подбор научно-методических, нормативных правовых и иных информационных материалов (по результатам фокус-анализа проблем);
- разработка учебных планов курсовой подготовки;
- участие в работе Интернет-форума;
- участие в общественной экспертизе и голосовании;
- составление обзоров материалов по содержательным линиям сайта.
Департамент образования и науки
- принятие управленческих решений на основе статистических и аналитических материалов;
- внесение предложений по номенклатуре содержательных линий;
- инициация и подведение итогов региональных конкурсов;
- мотивация и стимулирование межфорумного движения на основе матрицы.
Муниципальные органы управления образования
- принятие управленческих решений на основе статистических и аналитических материалов;
- участие в экспертизе материалов, подготовленных к размещению на матрице.
- мотивация и стимулирование педагогов и образовательных учреждений к участию к конкурсном движении на основе данных матрицы.
9. Продолжительность реализации (внедрения) разработки
Продолжительность внедрения разработки семь лет.
Запуск проекта (2006-2007 гг.) - оформление идеи; описание проекта и программного продукта, разработка нормативных материалов проекта, PR-акция проекта.
Основной этап проекта (2008-2010 гг.) - разворачивание основных механизмов проекта.
Заключительный этап проекта (2011-2012 гг.)- перевод в режим функционирования.
10. Объём финансирования. Примерная смета доходов и расходов реализации (внедрения) разработки.
№ |
Назначение расходов |
Сумма (руб.) |
|
Разработка сайта |
60000 |
|
Поддержка и обслуживание сайта |
60000*7=420000 |
|
Работа экспертных групп |
150000*7=1050000 |
|
Операционные расходы |
50000*7=350000 |
|
Всего |
1880000 |
11. Дополнительные возможности.
Дополнительные возможности реализованной разработки: модернизация образовательного пространства региона за счет оформления и продвижения образцов профессионально-педагогической культуры
12. Перспективы дальнейшего развития разработки.
- распространение в регионе консалтинговых Интернет-технологий;
- территориальная экспансия (привлечение к участию других регионов России);
- расширение состава участников, создание Интернет-сообществ родителей, экспертов, учащихся образовательных учреждений региона;
13. Описание выполняемых работ, закупаемых товаров, услуг, их целевое назначение.
- разработка и активизация на портале Института повышения квалификации специального сайта "Фестиваль педагогических достижений";
- проведение обучающих семинаров для основных пользователей;
- рекламные акции.
14. Уровень проработанности разработки.
Проект находится на экспериментальном этапе, созданы модели матрицы и ее работы, разработан пакет нормативных и методических документов, проходит пилотная апробация проекта в одном из муниципальных образований.
КОИПКРО имеет в наличие ресурсы (кадры, товары, услуги), необходимые для внедрения разработки, Костромской региональный центр дистанционного образования является структурным подразделением Костромского областного института повышения квалификации работников образования.
|