НОВОСТИ

 

 




   
Социальное обучение и воспитание детей-сирот с синдромом Дауна

Организация представляющая разработку:


Название Муниципальная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии
Руководитель Козлов Василий Васильевич, директор
Контактная информация Мурманская область, 184530 город Оленегорск, ул. Мира, д 39. Телефон/факс 8 (81552) 54770.

Авторы разработки:


Ф.И.О Место работы Должность Контактная информация
Козлов Василий Васильевич Муниципальная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии директор Мурманская область, 184530 город Оленегорск, ул. Мира, д 39. Телефон/факс 8 (81552) 54770.
Замотина Галина Викторовна Там же заместитель директора по учебной работе  
Шатропа Валентин Назарович Там же заместитель директора по воспитательной работе  
Чеботаева Екатерина Юрьевна Там же учитель  

Характеристика инновационной разработки

1. Цель инновационной разработки: Социализация и адаптация детей-сирот с синдромом Дауна в общество посредством формирования у них социального опыта.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1.1.Разработать диагностический комплект методик, позволяющий выявить структуру дефекта, индивидуально-психологические особенности компенсаторных возможностей у детей-сирот с синдромом Дауна.

1.2.Выявить особенности развития детей с синдромом Дауна с целью построения индивидуальной траектории их развития в образовательном пространстве.

1.3.Разработать содержание, формы, методы и апробировать программу обучения и воспитания детей-сирот с синдромом Дауна на основе комплексного психолого-медико-педагогического подхода.

1.4.Разработать и апробировать модели социализации, адаптации и интеграции детей-сирот с синдромом Дауна, наиболее способствующие развитию у них основ социального опыта и изучение их эффективности.

1.5.Обеспечить расширение образовательной и социокультурной сферы взаимодействия детей-сирот с синдромом Дауна.

1.6.Создать развивающую среду, способствующую реализации задач развития, обучения и воспитания детей.

1.7.Разработать методические рекомендации по реализации программы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна, апробировать программу и доказать ее эффективность.

1.8.Определить и описать динамику развития детей-сирот с синдромом Дауна в специально созданной коррекционно-развивающей среде по экспериментальной программе обучения и воспитания.

1.9.Содействовать формированию общественного мнения.

1.10.Содействовать созданию и функционированию аналогичных моделей социализации и адаптации детей-сирот с синдромом Дауна на территории Мурманской области.

Ожидаемый результат. Социализация и адаптация детей-сирот с синдромом Дауна в общество посредством формирования у них социального опыта.

2. Основная проблема, ее актуальность

В России, (и Мурманская область, к сожалению, не является исключением), сложилась антигуманная практика, когда дети с генетическими нарушениями, связанными с недостатками умственного развития, рассматриваются, начиная с роддомов, как "генетический" брак. До сих пор встречаются случаи, когда родителям рекомендуют отказаться от ребенка и поместить его на воспитание в специализированные дома ребенка. А те семьи, которые не расстаются со своими больными детьми, не имеют возможности развивать и обучать детей в специальных реабилитационных центрах.

До недавнего времени в России существовала практика разделения детей на "обучаемых" и "необучаемых". При этом ребенка, которого государство сочло "необучаемым",

В соответствии с определенными нормативными актами запрещалось учить. После того как в начале 90-х годов наша страна ратифицировала международные конвенции, гарантирующие права детей с ограниченными возможностями на развитие, образование и социальное обеспечение, психолого-медико-педагогические комиссии постепенно перестают впрямую использовать при диагностике ребенка термин "необучаемый".

Таким образом, радикальные изменения отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, происходящие в России на современном этапе, выражающиеся в принципе их интеграции в общество, с одной стороны, и недостаточная разработанность психолого-педагогических проблем социальной адаптации детей-сирот с синдромом Дауна, необходимость создания системы помощи детям-сиротам с синдромом Дауна, с другой стороны, составляет проблему инновационной разработки и определяет ее актуальность.

2.4. Научная новизна и практическая значимость

2.5. Научная новизна инновационной разработки заключается в том, что предпринята попытка разработать, внедрить и апробировать инновационную модель психолого-педагогического сопровождения детей-сирот с синдромом Дауна в образовательном учреждении интернатного типа.

Практическая значимость состоит в том, что разработанные модель психолого-педагогического сопровождения детей-сирот с синдромом Дауна, программа, формы и методы ее реализации могут быть использованы специалистами в работе с детьми с синдромом Дауна, а также послужить основой для организации воспитания в семье ребенка с синдромом Дауна.

2.5. Уровень проработанности

Этап работы - экспериментальный: апробация диагностической и обучающей программ обучения и воспитания, форм, методов образовательной работы с детьми. Проведение мониторинга результатов эксперимента через систему наблюдений, диагностику усвоения учебной программы, анализа результатов предметно-практической деятельности и отчетов педагогов. Отражение результатов экспериментальной работы в статьях, выступлениях на конференциях, в публикациях методических рекомендаций, распространение накопленного опыта в условиях проведения научно-практических семинаров, активное распространение опыта через различные средства массовой информации.

В школе-интернате г. Оленегорска организованы две группы по пять человек в каждой. Возраст детей от 4 до 10 лет. Социальный статус детей: сирота (юридический отказ родителей). Все дети родились в Мурманской области. Дети страдают интеллектуальным недоразвитием разной степени тяжести. Дети имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, атонический дерматит, порок сердца и хронические соматические заболевания.

Главным результатом является то, что в Оленегорской специальной (коррекционной) школе-интернате реально осуществляются права детей с синдромом Дауна на образование и на равноправное участие в социокультурной жизни общества.

В процессе апробации содержания образовательной программы, форм и методов обучения были получены результаты работы, которые проявились в положительной динамике всех сторон психического развития детей с синдромом Дауна: дети успешно овладевают навыками самообслуживания и личной гигиены, проявляют высокую активность в общении, используя жесты, слова и фразы, с удовольствием занимаются рисованием, пением, ритмикой, лечебной физкультурой.

Главный вывод, который мы сделали в работе с такими детьми: дети-сироты с синдромом Дауна обучаемы, они хотят и любят учиться!

По достижению детьми возраста 18 лет планируется их постинтернатное сопровождение.

Сформированность ресурсной базы. В школе-интернате оборудованы комнаты с комфортными домашними условиями проживания, классы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, кабинеты специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, имеются оснащенные мастерские для трудовой реабилитации, кабинет кулинарии и социально-бытовой-ориентировки, теплицы, залы для развития движений и ЛФК, блок медицинской поддержки, включающий зубоврачебный кабинет, кабинет для лечебного массажа, кабинет для осуществления различных физиопроцедур, а также изолятор.

Наличие специалистов необходимого профессионального уровня:

Специалисты Общее кол-во Высшее дефектологическое образование Высшее педагогическое образование Среденее педагогическое образование Высшая категория I категория II категория
воспитатель 6 1 2 3 - 4 2
учитель нач. кл. 2 1 1 - - 2 -
психолог 1 - 1 - 1 - -
логопед 1 1 - - 1 - -
дефектолог 1 1 - - - 1 -
физ. педагог 1 - 1 - - 1 -
муз. педагог 1 - - 1 1 - -

3. Организации, поддерживающие инновационную разработку

3.1. Органы законодательной и исполнительной власти: Администрация г. Оленегорска.

3.2. Органы управления образованием: Комитет по образованию Мурманской области, отдел образования администрации г. Оленегорска с подведомственной территорией.

3.3. Научные и методические организации: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования (МОИПКРО), Мурманский государственный педагогический институт (МГПУ).

3.4. Профессиональные коалиции (методические объединения, общественные организации): Ассоциация "Даун Синдром" (г. Москва), Благотворительный Цент "Даунсайд Ап", Общество инвалидов (г. Оленегорск), организация "Красный крест".

3.5. Средства массовой информации: газеты "Полярная правда" (г. Мурманск) и "Заполярная руда" (г. Оленегорск).

4. Условия реализации

Объем финансирования: 5 млн. руб.

Сроки реализации проекта: 5 лет.

Директор школы-интерната В.В. Козлов

Характеристика инновационной разработки

1. Положение детей-сирот с синдромом Дауна в Российском обществе

В настоящее время в России очень остро назрела проблема правового и гуманного решения вопроса обучения и воспитания детей с синдромом Дауна, не имеющих своей семьи.

Синдром Дауна - хромосомное заболевание, сопровождающееся не только значительным своеобразием развития интеллектуальной сферы, но и задержкой в развитии всех видов деятельности, свойственных детям. Поэтому к своему физиологическому возрасту в 5 - 7 лет они имеют фактический уровень развития, соответствующий норме 2 - 4-х летнего ребенка. Но, несмотря на значительное отставание в развитии, дети с синдромом Дауна - это такие же дети, как и все, со свойственными им желаниями и потребностями: они любят играть, общаться, любят путешествовать, находиться в активном движении, исследовать, наблюдать.

Большинство родителей, которым сообщили, что у них родился ребенок с синдромом Дауна, испытывают сильнейший психологический стресс и, не обладая достаточной информацией об особенностях развития и воспитания детей с данным заболеванием, отказываются от своих детей. В России, к сожалению, эта участь большинства детей с синдромом Дауна.

В крупных городах созданы различные центры, которые помогают родителям воспитывать и обучать своих детей. В Москве и Санкт-Петербурге работают экспериментальные площадки по проблемам интегративного обучения детей с синдромом Дауна в среде нормально развивающихся детей.

Однако, положение детей-сирот с синдромом Дауна остается без изменений. Отсутствие семьи, ранней специальной помощи, ограниченное общение с нормально развивающимися детьми и окружающим миром, отсутствие государственной помощи в последующей трудовой реабилитации - все это определяет положение отверженности, в котором находятся дети-сироты с синдромом Дауна. Социальная изоляция и ущемление прав детей на образование и на достойную жизнь во всех ее проявлениях - таково современное положение детей-сирот с синдромом Дауна в России.

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в число важнейших направлений государственной политики проблему создания эффективной системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Десятерым детям в Мурманской области повезло. В 2000г. впервые в регионе открылись дошкольные группы для детей-сирот с синдромом Дауна в системе Министерства образования на базе специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Оленегорска.

2. Идея создания дошкольных групп для детей-сирот с синдромом Дауна на базе Оленегорской школы-интерната

Идея создания дошкольных групп для детей-сирот с синдромом Дауна в Оленегорской школе-интернате появилась и воплотилась в жизнь благодаря содействию Международной Ассоциации "Даун Синдром" и деятельности на территории региона российско-шведского проекта "Изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья", который осуществляется совместно со шведским Центром "Фюрисгорден". Педагоги школы-интерната имели возможность посетить г. Уппсала и ознакомиться со шведской государственной системой помощи и поддержки детям и взрослым с отклонениями в развитии. На педагогов произвел впечатление тот огромный путь, который проделал шведский народ в изменении прежде всего своего сознания: от "дефектности и аномального развития" до гуманного и личностного подхода к каждому человеку. Идея о том, что все дети равны в своем желании общаться, обучаться, самореализовываться вне зависимости от своих возможностей, стала неотъемлемой частью менталитета шведского народа.

3. Реализация права на образования детей-сирот с синдромом Дауна в Оленегорской специальной (коррекционной) школе-интернате

Не сегодняшний день в школе-интернате г. Оленегорска организованы две группы по пять человек в каждой. Возраст детей от 4 до 10 лет. Социальный статус детей: сирота (юридический отказ родителей). Все дети родились в Мурманской области и поступили в школу-интернат из Мурманского, Апатитского и Мончегорского специализированных домов ребенка, где дети находились с раннего младенчества. Дети страдают интеллектуальным недоразвитием разной степени тяжести, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, атонический дерматит, порок сердца и хронические соматические заболевания.

Оленегорская школа-интернат осуществляет права воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на образование, которые гарантированы нормами международного гуманитарного права, а также российским законодательством РФ (Ратификация Российской Федерацией в 1991 г. Декларации ООН "О правах умственно отсталых лиц" (1971 г.) и "О правах инвалидов" (1975 г.), свидетельствующие, что ценностные ориентации государства и общества заключаются в гарантировании прав граждан и предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития, активного участия в жизни общества и наиболее полной реализации своей индивидуальности).

На базе школы-интерната работает региональная экспериментальная площадка по теме: "Социальное обучение и воспитание детей-сирот с синдромом Дауна", целью которой является разработка и апробация моделей социализации и интеграции детей-сирот с синдромом Дауна, наиболее способствующих развитию у них основ социального опыта. В рамках экспериментальной работы мы предоставляем нашим воспитанникам разнообразные возможности для участия в социокультурной жизни общества.

Данное направление работы школы-интерната г. Оленегорска является на сегодняшний день единственным опытом реализации права на образования детей-сирот с синдромом Дауна в системе Минобразования не только в регионе, но и в России.

4. Создание условий, способствующих социальному развитию и обучению детей-сирот с синдромом Дауна

Главный вывод, который мы сделали за свой четырехлетний опыт работы с такими детьми, можно сформулировать так: дети-сироты с синдромом Дауна обучаются, если им предоставлены условия, способствующие их развитию. Необходимо указать хотя бы несколько основных условий:

1. знание особенностей развития детей с синдромом Дауна, грамотное комплексное диагностическое обследование каждого ребенка и составление на его основе индивидуальных реабилитационных программ развития с опорой на имеющиеся потенциальные возможности детей с синдромом Дауна;

2. определение на основе индивидуально-диагностического подхода пути социализации и интеграции детей-сирот с синдромом Дауна;

3. реализация потребностей детей в социальном развитии по различным сферам интегративного обучения: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-ритмическая и др.;

4. расширение образовательной и социокультурной сферы взаимодействия детей-сирот с синдромом Дауна с окружающим миром;

5. повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с синдромом Дауна;

6. создание материальной образовательной среды, способствующей удовлетворению социальных потребностей детей-сирот с синдромом Дауна;

7. терпение, понимание, уважение и теплые эмоциональные отношения к каждому воспитаннику

8. изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Приведем несколько примеров, как осуществляются некоторые из этих условий, направленных на социальное обучение и воспитание детей-сирот с синдромом Дауна.

Реализация возможностей взаимодействия детей-сирот с синдромом Дауна с окружающим миром.

Главное изменение в качестве жизни детей-сирот с синдромом Дауна с момента поступления в Оленегорскую школу-интернат - это разнообразие возможностей взаимодействия с окружающим миром.

Ограничения в физической и познавательной сфере не могут служить препятствиями для участия наших воспитанников в различных мероприятиях микро и макросреды. Наоборот, эмоциональная восприимчивость и артистические задатки детей с синдромом Дауна делают такое участие желательным и привносит в атмосферу мероприятий и праздников ощущения светлой радости.



Посещение культурно-массовых мероприятий: выставок, спектаклей, цирка, поездки в океанариум г. Мурманска, в парк, экскурсии в теплицу, пекарню, парикмахерскую, на почту, отдых в летнем оздоровительном лагере в Белгородской области - это и многое другое стало неотъемлемой частью жизни наших воспитанников, что само по себе способствует их успешной интеграции в общество.

Интегративное обучение детей-сирот с синдромом Дауна.

Наши воспитанники имеют возможность посещать дошкольные образовательные учреждения города, где они наравне с обычными детьми занимаются, играют, общаются, участвуют в праздниках. Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, свободно и равноправно общаются и играют с другими детьми, что ни в коем мере ни ущемляет права нормально развивающихся детей. Наоборот, такое общение обогащает их, учит любить и сопереживать.

Создание бытовых условий, приближенных к домашним.

Наши дети никогда не знали родительской любви. Поэтому в школе-интернате, где они будут жить и обучаться до 18 лет, для них созданы условия, приближенные к домашним: в группах по пять человек, уютная обстановка в игровых и спальных комнатах, своя столовая, гигиенические помещения. Администрация и педагоги школы-интерната прилагают все усилия, чтобы воспитанники чувствовали себя защищенными, что имеет огромное значение для воспитания самоуважения и формирования самосознания.

5. Результаты социальной активности детей с синдром Дауна

Наши воспитанники доказали, что они, хотят учиться, любят учиться и обучаемы. В процессе апробации содержания образовательной программы, форм и методов обучения, были получены результаты работы, которые показали положительную динамику всех сторон психического развития детей с синдромом Дауна.

Следует отметить значительную динамику в психомоторном развитии детей, что говорит о развитии познавательной сферы. Дети самостоятельно дифференцируют и группируют предметы по величине (большой, маленький, средний), по форме (знают шар/круг, куб/квадрат, треугольник, овал), отличают основные цвета, многие самостоятельно дифференцируют и группируют предметы по цвету, выделяют их по словесному указанию. У детей формируются математические представления: усвоили счет в пределах трех.

Умеют слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят; реагируют на жесты. Выполняют инструкции, содержащие несколько действий. В течение длительного времени внимательно слушают сказку. Значительно расширился активный словарь, самостоятельно используют более 500 слов, активно употребляют социальные слова и пользуются в своей речи простыми предложениями, состоящими из трех-четырех слов, с удовольствием рассказывают знакомые стихотворения и сказки. Проявляют высокие коммуникативные потребности.

Приведем некоторые диаграммы, показывающие динамику развития основных психических функций, которые способствуют социальной адаптации наших воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Сравнительные данные учитывают уровни развития ребенка на начало обучения и на конец 2003-2004уч. года. Паспортный возраст - май 2004 года.




Динамика развития воспитанников отслеживается и фиксируется в ежегодных диагностических обследованиях и в видеозаписях. При сравнительном просмотре видеозаписей, например, мы можем увидеть, каким ребенок был при поступлении в школу-интернат и каким он стал в данный период времени по всем сферам развития: самообслуживание, понимание и развитие активной речи, игровая деятельность, общая и тонкая моторика и др. Данные видео материалы служат своеобразным отчетом педагогического коллектива, работающего на группах для детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Обучение детей-сирот с синдромом Дауна в Оленегорской школе-интернате

Оленегорская школа-интернат - школа для всех детей с недостатками в развитии в независимости от их интеллектуальных и психофизических возможностей.

В школе-интернате открыты два класса для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Уроки ведут специалисты с высшим дефектологическим образованием. Уроки носят комплексный, интегративный характер, активно используются адаптивные технологии и строятся с учетом индивидуальных реабилитационных программ на основе типового плана обучения детей с глубокими интеллектуальными нарушениями и экспериментальных программ Института Коррекции и Развития им. Р. Валленберга.

Все дети успешно адаптировались к роли ученика в новой форме деятельности - урок. Они понимают, что урок - это серьезная работа. Дети адекватно реагируют на интонацию голоса и тон учителя (строгость, похвала). Внимание детей во время урока стало более устойчиво, чему способствует частая смена заданий, физминутки, эмоциональная окрашенность урока. Учащимся очень нравятся задания практического характера, когда они через собственные активные действия приходят к познанию. Дети умеют работать по словесной инструкции, выполнять задание поэтапно по подражанию действиям учителя и по образцу,

умеют отвечать на вопросы. У них появилось желание соревноваться, стремление быть первым и лучшим при выполнении того или иного задания.

На уроках успешно развиваются и коррегируются: мелкая моторика рук, взаимодействие руки и глаза, внимание, восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, речь учащихся.

Приведем сравнительную таблицу, характеризующую уровень сформированности у учащихся 1 класса учебных умений и знаний на начало и конец 2003 - 2004 уч. года (в баллах):

Имя Ф. учащихся 1 класса Женя Л. Дима К. Маша М. Коля С.
Учебные умения Н К Н К Н К Н К
Умение правильно сидеть за партой 2 4 2 5 1 2 2 3
Умение правильно держать карандаш 1 4 4 6 4 6 1 4
Умение располагать лист бумаги на парте 1 4 2 4 3 4 0 2
Умение правильно ориентироваться на листе 2 5 3 5 3 6 1 4
Умение осуществлять нужный нажим 4 5 4 6-7 4 7 1 1-4
Умение штриховать 2 4 5 6-7 2-3 6 1 1-4
Умение рисовать линии 1 4 2 5 2-3 6 1 1-4
Умение выделять начало и конец линии 1 4 3 4 1 4 0 1-4
Умение обводить контур 2 4 2 4 2 4 0 1-4
Умение конструировать из палочек (2-4 шт.) 1 2 2 2-4 2 4 1 1-4
Умение складывать картинку из 2 частей 4 5 5 6 5 6 4 4
Умение складывать картинку из 4 частей 2 4 3 5 3 5 2 4
Умение работать с бумагой и клеем 2 4 2 4 2 4 1 1-4
Умение работать с пластилином 1 4 2 4 2 4 1 1-4
Умение дифференцировать и группировать предметы по основным цветам 4 5 4 6 6 6 4 5
Умение дифференцировать предметы по форме (квадрат, треугольник, круг, овал) 2 4 4 6 4 6 2 4
Умение выделять и объединять предметы в множества “много”, “один” 4 5 5 7 4 5 4 6
Умение пересчитывать предметы в пределах 3 (порядковый счет). 4 5 4 5 3 4 4 5
Соотнесение числа «три» с цифрой 3. 3 4 3 5 2 4 3 4
Правильное чтение гласных букв 5 6 4 6 2 3 3 5
Правильное чтение согласных букв: «М», «Х» 3 5 2 4 1 3 3 5
Выделение гласного звука в начале слова 2 4 2 4 1 2 2 4
Чтение слогов: «МА», «МО», «МУ» 2 5 3 6 1 2 2 4
Чтение простых слов: «МА-МА», «МУ-МУ» 2 4 2 4 1 2 2 4
Понимание слов и соотнесение с картинкой 3 4 3 5 2 3 3 4
Письмо (печатание) букв 1 3 2 4 2 4 1 2

Параметры оценки уровня сформированности основных учебных умений и навыков у учащихся 1 класса (детей-сирот с синдром Дауна):

0 баллов - несформированность умений и навыков, отсутствие представлений;

1 балл - усвоение учебного умения с применением совместных движений;

2 балл - усвоение учебного умения с опорой на подражание действиям взрослого;

3 балла - усвоение учебного умения с опорой на образец;

4 балла - усвоение учебного умения с преимущественной опорой на речевую инструкцию, но с комбинированным использованием предыдущих этапов;

5 баллов - самостоятельность учебного умения с некоторой опорой на речевую инструкцию;

6 баллов - самостоятельные действия учащегося с опорой на зрительную ориентировку;

7 баллов - использование при выполнения учебного действия элементов самоконтроля и самооценки.

Главный вывод, который мы сделали в работе с такими детьми, - следующий: дети с синдромом Дауна педагогически не безнадежны, а только особо зависимы от того, как с ними занимаются, чему и как их учат. И мы создаем все условия для реализации их права на образование (коррекционно-развивающее). Более того, эти дети хотят и любят учиться, только их надо любить и им надо помогать.

Необходимо особо отметить, что педагоги школы-интерната распространяют свой опыт работы. Они были активными участниками более 10 семинаров и конференций регионального, межрегионального и международного уровней. В газетах Мурманской области периодически публикуются статьи о деятельности школы-интерната в направлении социального и интегративного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Сняты видеоролики, которые транслировались каналами "ТВ - 21" и "ТВ - Блиц" по Северо-Западному телевещанию. Пропагандируя свою работу, педагогический коллектив школы-интерната способствует изменению общественного мнения по отношению к детям с синдромом Дауна.

Директор школы-интерната В.В. Козлов

[Вернуться]
   

 

Внимание! Конкурс!

 


Уважаемые посетители!

АНО «Образовательный форум» объявляет о проведении конкурса на лучший девиз для нашего портала!

Полезные ссылки


Информация об образовательных учреждениях, использующих в своей практике оригинальные и эффективные образовательные технологии

 

Главные проблемы управленца в образовании