НОВОСТИ

 

 




   
Поздравляем Михаила Петровича Черемных и коллектив Гуманитарного лицея г. Ижевска!
21 April 2008

Гуманитарный лицей - один из постоянных и самых активных партнеров нашего форума. Директор Лицея М.П.Черемных - инициатор и руководитель многих значимых проектов в области инновационного образования России.

24 марта 2007 года состоялось значимое событие для российского образования: на диссертационном совете Удмуртского государственного университета была представлена и защищена кандидатская диссертация Михаила Петровича Черемных "Организационно-педагогические условия индивидуального образования старшеклассников".

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Сироткин Сергей Федорович, зав. кафедрой клинической психологии и психоанализа УдГУ.

Официальные оппоненты:

  • Эльконин Борис Даниилович, доктор психологических наук, профессор (г. Москва);
  • Рылова Людмила Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент (УдГУ).

 

Автором была представлена принципиально новая модель организации индивидуального образования старшеклассников, которая на протяжении десяти лет реализовывалась на практике в стенах Гуманитарного лицея г. Ижевска как сетевая образовательная программа "Школа индивидуального образования". Анализ результатов экспериментальной работы показал, что при выстраивании определенных организационно-педагогических условий индивидуального образования старшеклассников существенно повышается эффективность образовательного процесса, повышается уровень воспитанности, развитости и образованности старшеклассников.

Членами диссертационного совета и слушателями была развернута дискуссия по ряду концептуальных положений диссертации. Что это: эксклюзивная авторская школа, которая может существовать только с этим директором и с этим коллективом учителей, или принципиально новая модель старшей школы для Российской Федерации?

Из выступлений на защите:

Б.Д. Эльконин, д.п.н., зав. лабораторией психологии развития Психологического института РАО, президент Международной ассоциации "Развивающее обучение", профессор):

"Диссертация М.П.Черемных - умное и квалифицированное исследование. Существенно, что базовые схемы и понятия диссертации основательны, поскольку являются рефлексией опыта многолетней работы диссертанта. Радикальные преобразования институциональной структуры школьного образования суть не только лишь замыслы и гипотезы, а результаты осуществления диссертантом серьезного проекта и программы практических действий… Существенным моментом программы и проекта, которые осуществил М.П.Черемных, является новое самоопределение школы. Она становится не отдельной и замкнутой единицей, а ячейкой образовательной сети, открываясь к иным образовательным практикам и институтам. Михаил Петрович полагает, что школа должна быть самоопределена не только во властной вертикали образовательной отрасли, но и в пространстве разных инфраструктур, ресурсов и источников человеческого роста. Именно в таком пространстве школа может найти свое место в управлении социальными процессами, придавая им образовательный смысл. Такова современная школа"

И.Б. Ворожцова, д.п.н., зав. кафедрой лингводидактики УдГУ, профессор:

"Это действительно новая концептуальная модель школы, которая создана и внедрена, она самоценна. Это факт нашей жизни и нашей педагогической практики. И эта школа предъявила нам новую социальную практику, практику нового типа. Михаил Петрович очень убедительно это показал. Он защищает основания школы и новые технологии. Это, безусловно, работа выше кандидатской…".

"Одна из ведущих линий модернизации образования сегодня связана с профилизацией современного обучения. Российской академией образования обсуждаются 4 модели:

  1. профильное обучение, связанное с введением одного профиля;
  2. многопрофильная школа;
  3. переход школы на индивидуальную образовательную программу;
  4. выход в сетевое взаимодействие образовательных учреждений, на сетевые образовательные программы.

 

Т.М. Ковалева, д.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики Института теории и истории педагогики РАО, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, профессор (г. Москва):

Концептуальной и теоретической трудностью является то, что, несмотря на заказ Министерства образования и науки РФ, до сих пор РАО не может выдвинуть концептуальных целостных оснований на разворачивание третей и четвертой модели. Исследование, которое проводилось Министерством образования, показало, что 97% школ РФ в разных регионах фактически перешли сегодня на первую и вторую модель. С этой точки зрения, сама работа диссертанта имеет принципиальное значение. Речь идет не о том, насколько тиражируем опыт самой школы, и насколько школа - Гуманитарный лицей - переносится. Речь идет о том, насколько эти концептуальные положения и этот взгляд на индивидуальную образовательную программу и организационно-педагогические условия, которые позволяют ее разворачивать, сможет сейчас для РАО выступить некой подпоркой или неким камушком, пусть не всем зданием. Про третью и четвертую модель А.А. Фурсенко сказал, что это приоритетные модели, так как они ориентированы на европейские стандарты образования".

[Вернуться]
   

 

Внимание! Конкурс!

 


Уважаемые посетители!

АНО «Образовательный форум» объявляет о проведении конкурса на лучший девиз для нашего портала!

Полезные ссылки


Информация об образовательных учреждениях, использующих в своей практике оригинальные и эффективные образовательные технологии

 

Какой должна быть экспертиза: открытой или закрытой?