С 20 по 23 марта 2007 г. в Ижевске прошел межрегиональный проектный семинар "Старшая школа в инфраструктуре человеческого роста". Организаторами семинара выступили: Международная ассоциация "Развивающее обучение", Межрегиональная тьюторская ассоциация, Гуманитарный лицей г. Ижевска, Центр гуманитарных технологий (г. Ижевск) при поддержке Института проблем образовательной политики "Эврика", Благотворительного фонда содействия образованию "Дар", УРО политической партии "Единая Россия", АНО "Образовательный форум".
На семинар съехались представители инновационных школ и проектов из Брянска, Волжского, Ижевска, Междуреченска, Москвы, Муравленко, Сарапула, Томска, Чайковского, Чебоксар и др. городов.
Ведущими экспертами на семинаре были: Татьяна Ковалева, д.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики ИТИП РАО, профессор (г. Москва), Ирина Сидорова, к.п.н., начальник управления образования Администрации г. Муравленко (ЯНАО), Александр Попов, к.филос.н., директор Департамента образовательных проектов Центра стратегического развития "Северо-Запад" (г. Москва), Борис Эльконин, д.псих.н., зав. лабораторией психологии развития Психологического института РАО, профессор (г. Москва).
В ходе семинара участниками и экспертами были обсуждены следующие вопросы:
- Каковы мировые тенденции в сфере образования, и каковы перспективы развития российского образования?
- Какая модель старшей школы должна стать базовой моделью для РФ?
- Если ключевым механизмом развития образования признать инновационный стандарт, то какими должны быть образовательные стандарты старшей школы в 2010, 2020 и 2050 годах?
- На каких образовательных площадках в России возможно первоочередное проведение эксперимента по развитию институциональных форм юношеского образования?
В результате проектного семинара были определены основные черты инновационной модели старшей школы для РФ, намечен план действий сети разработчиков модели до октября 2008 года, определены первоочередные пилотные площадки.
Михаил Черемных, директор Гуманитарного лицея г. Ижевска, руководитель семинара:
"Инновационная образовательная модель кардинально отличается от существующей. Первое отличие состоит в том, что образование в старшей школе должно быть предельно индивидуализированным под запросы конкретного учащегося. Если молодой человек хорошо представляет свое будущее (если не представляет, то это упущение образования!), выстроил для себя образовательную и карьерную программу на ближайшие годы, нет необходимости загружать его ненужными предметами и информацией, эффективнее научить, где и каким образом при необходимости можно добыть интересующие данные. Базовой институциональной формой образования становится не школа, а индивидуальная образовательная программа (ИОП).
Второе отличие - открытость и сетевое взаимодействие старшей школы. Бесспорно, что сегодня настоящее образование "живет" за рамками общеобразовательной школы. Источниками получения образования являются тренинги, практики в бизнес-структурах, участие в "параллельных" школьным образовательных проектах и программах, музеи, библиотеки, Интернет и т.д. Молодой человек самостоятельно должен находить приемлемые для себя источники образования, брать максимум возможного от них. Функция старшей школы в этом пространстве - быть "центром управления (образовательными) полетами".
Третье отличие - деятельностный подход к образованию. Современный старшеклассник получает знания и опыт не за партой, а реализуя собственные проекты, проводя исследования, организуя творческие акции. Один из ориентиров инновационного образовательного стандарта состоит в том, что выпускник 11 класса должен уметь ежемесячно зарабатывать $300, а зарплата специалиста с двух- трехлетним опытом работы не должна быть менее 3-4 тысяч долларов в месяц.
Наконец, четвертое отличие - иная организация юношеского образования. Директор Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки РФ Исаак Калина как-то отметил: "Старшая школа - это не окончание общего, а старт другого, нешкольного типа образования". По замыслу разработчиков инновационной модели, общее образование заканчивается в 9 классе. Старшая школа должна быть отделена от общеобразовательной (по типу американской High school), а партнерами учащегося становятся кадровые агентства, бизнес-тренеры, Интернет-администраторы, тьюторы, социальные продюсеры. На 100-150 тыс. жителей образовательного округа достаточно одного современного центра образования старшеклассников. По масштабам Ижевска, например, будет достаточно пяти таких школ. В г. Чайковский (Пермский край) уже проектируется "новый центр образования". В г. Муравленко (Ямало-Ненецкий АО) на базе школы № 7 уже создан центр образования для всех старшеклассников города".
Краткое изложение хода семинара глазами участника семинара С.С. Дерендяева (по материалам www.gly.ru):
20 марта 2007 г. Начал работу проектный семинар "Старшая школа в инфраструктуре человеческого роста" (Ижевск, актовый зал санатория-профилактория "Связист").
Во вступительной речи руководитель семинара, директор Гуманитарного лицея М.П. Черемных приветствовал всех, кто сумел добраться, напомнил предысторию семинара по старшей школе (Красноярск, 2000 г. / Москва, январь 2005 г. / Ижевск, октябрь 2005 г.) и предложил тезис: "Образование старшеклассников должно быть выведено за рамки массовой общеобразовательной школы", тем самым обозначив ориентир на открытое образование.
Свою установочную речь профессор Б.Д. Эльконин построил в ключе своего личного самоопределения относительно юношеского образования. Должна быть такая точка преобразования, когда ситуация "обучения до действия, вне пробы, вне опыта" кончается. Этой точкой может быть юношеский возраст. Самоопределение - атрибут педагога: нестановящееся существо не может сопровождать становление.
Далее прошла презентация наработок инновационных площадок с октября 2005 г. по март 2007 г., что сделано относительно старшей школы. Были обсуждены доклады представителей городов Томск, Муравленко, Чайковский, Брянск. Вопросы и суждения экспертов Т.М. Ковалевой, И.К. Сидоровой, А.А. Попова, Б.Д. Эльконина прежде всего проблематизировали позицию тьютора ("время от времени надо прочищать смыслы").
Вечером с установочным докладом на картографию "Институциональные и социокультурные рамки человеческого (юношеского) становления и развития" выступил Б.Д. Эльконин. Проектные группы, составленные по регионам, приступили к работе над "Картами человеческого роста".
21 марта 2007 г. С утра были заслушаны доклады групп, работавших накануне вечером, что составило общее пленарное заседание под руководством Б.Д. Эльконина "Пространства юношеского образования".
Два дальнейших доклада - А.А. Попова "Образовательные пространства, профили и предметы в юношеском образовании" и М.П. Черемных "Образовательные стандарты нового поколения. Результаты подростковой и результаты старшей школы" - носили экстремальный характер и явно были нацелены на их преодоление в свете прозвучавшей формулы: "Преодолевать можно только предельно обостренное".
Четыре проектные группы, работавшие по темам "Образовательные программы, результаты и способы оценки", "Образовательные стандарты", "Образовательные и педагогические технологии", "Организация и управление", судя по первым черновым выступлениям, поработали интересно и плодотворно.
Далее с речью об основных узлах модели старшей школы в контексте инфраструктуры человеческого роста выступил Б.Д. Эльконин, и здесь, похоже, был кульминационный пункт семинара, ибо состоялась предварительная систематизация наработок не только двух дней семинара, но и последних полутора лет. "Я не готов это обсуждать программно,- завершил свою речь Б.Д. Эльконин,- но если что-то обсуждать программно, то - это!"
22 марта 2007 г. В докладе "Институциональные формы образования старшеклассников. Организационно-финансовые и управленческие модели" И.К. Сидорова поставила под большой вопрос "перспективную модель", основанную на принципе индивидуальной образовательной программы (ИОП), и сумела перевести стрелки на такой институт как центр образования старшеклассников, показав его возможности как центра сетевого взаимодействия. На опыте работы многопрофильной школы, собравшей в своих стенах всех старшеклассников города Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ), было продемонстрировано отделение старшеклассников от прочих возрастных групп как действенный прием создания ситуации взросления.
При обсуждении доклада возникла совершенно отчетливая ситуация Вавилонской башни, т.е. участники семинара оказались перед фактом чисто лингвистического взаимного непонимания, который сделал принципиально невозможным "творческое преодоление" положений состоявшихся накануне докладов А.А. Попова и М.П. Черемных, а также удержание тезисов вечернего доклада Б.Д. Эльконина. На этом фоне были совершенно упущены ценные соображения, поданные Т. Зубаревой и Н. Мухой в развитие линии ИОП.
Доклад Т.М. Ковалевой "Карта педагогических позиций. Системы подготовки и рекрутирования кадров для юношеского образования" не содержал в себе возможностей творческого преодоления доклада И.К. Сидоровой, тем более что приведенная Рабочая карта тьютора (антропологического тьютора) не содержала ничего такого, что принципиально невозможно для учителя-предметника в классно-урочной системе. Тем не менее, участники семинара получили более ясное представление о функциях, заключенных в позиции тьютора.
Последующая работа в группах и Круглый стол "Перспективы модернизации старшей школы в Российской Федерации: региональный формат" продолжили ситуацию Вавилонской башни, что и было зафиксировано в пожелании Б.Д. Эльконина Гуманитарному лицею выходить из "партизанской войны" и обрести во всех смыслах легальное существование, а это, как мы понимаем, требует не столько соответствующих решений вышестоящих органов, сколько серьезного теоретического прорыва. (Поскольку контуры такого прорыва совершенно ясно обозначились, пожелание Б.Д. Эльконина воспримем как научное предвидение).
23 марта 2007 г. На общем пленарном заседании "План-карта совместных работ до октября 2008 г. Оглавление книги" Б.Д. Эльконин привел сообщество (по сути дела стало таковым в третий день) к преодолению накопившихся непониманий. В свободном обсуждении были сформулированы эффекты семинара, намечены точки реализации разработанных программ, оглашен список ближайших встреч сообщества. Что же касается разрабатываемого нового стандарта, то, по мнению профессора Эльконина, к следующей весне его вполне реально доработать "и на всех сайтах это развесить".
С традиционным заключительным словом ("Всем спасибо, все свободны") выступил М.П. Черемных.
|