НОВОСТИ

 

 




   
Государственные образовательные стандарты второго поколения

22 мая 2007 года на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования www.apkpro.ru прошла онлайновая консультация по теме «Государственные стандарты второго поколения».

На вопросы о принципах, подходах и содержании новых стандартов общего образования отвечал руководитель коллектива разработчиков второго поколения стандартов Александр Кондаков. Он, в частности, рассказал о том, что в настоящее время ведется разработка учебно-методического обеспечения стандартов нового поколения, поскольку введение нового ГОС потребует переработки и создания новых учебников и методических комплектов. Г-н Кондаков вразил надежду, что те процедуры экспертизы, которые в последнее время введены Министерством образования и науки Российской Федерации, позволят обеспечить их более высокое качество.

Не кажется ли вам, что мы постоянно опаздываем со стандартами? Какими должны быть стандарты, чтобы они хотя бы лет десять соответствовали «духу времени»?

Мы не просто постоянно опаздываем, мы постоянно пытаемся создать что-то такое, что должно быть впереди планеты всей, застреваем в продолжительных дискуссиях, и в итоге откатываемся назад.

Я не представляю, как в наше время стандарт может существовать десять лет. Посмотрите, что происходит сегодня с компьютерами, с мобильными телефонами. Современные знания не могут оставаться неизменными в течение десяти лет.

Я считаю, что содержание стандарта следует обновлять каждые пять лет, и лучше, если работа будет идти по схеме 3+2: мы запускаем стандарт, пять лет школа по нему нормально работает, но через три года начинается разработка нового содержания. За следующие два года осуществляется подготовка школ к переходу на новое содержание, и с шестого года школа переходит на новое содержание образования. Думаю, что это оптимальный вариант.

Будет ли своевременно разработано учебно-методическое обеспечение стандартов нового поколения?

В отличие от предыдущих разработок стандартов общего образования (2004 год, программы профильного обучения) на разработку образовательных стандартов второго поколения Министерство образования и науки Российской Федерации дало пять лет.

Благодаря такому, нормальному для всех государств мира сроку введения образовательного стандарта, мы сейчас работаем не только над разработкой учебно-методического обеспечения стандартов нового поколения, но и над программами повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников системы образования и в том числе над разработкой условий исполнения стандартов в части материально-технического обеспечения. Надеюсь, что все это позволит в достаточной мере обеспечить введение государственных образовательных стандартов второго поколения.

Когда будут введены новые стандарты?

Планируемый график введения образовательных стандартов второго поколения следующий:

- введение программ начальной школы в экспериментальном режиме — с 1 сентября 2008 года;

- основной школы — с 1 сентября 2009 года;

- старшей школы — с 1 сентября 2010 года.

Будет ли проведена апробация в регионах новых стандартов образования, прежде чем они вступят в режим исполнения всеми территориями России?

Эксперимент по апробации образовательных стандартов второго поколения начнется уже в этом году в 14 субъектах Федерации — по два субъекта из каждого федерального округа. Субъекты Федерации будут определены Министерством образования и науки РФ в ближайшее время.

Каким образом согласно стандартам второго поколения будет реализован на практике деятельностный подход к обучению?

Во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Во-вторых, Задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

В-третьих, деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

В требования к организации обучения включены:

- организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;

- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;

- организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.

Организаторы конференции получили более 200 вопросов из различных регионов Российской Федерации. В ближайшее время будут опубликованы ответы на все вопросы. Первая серия вопросов и ответов опубликована на сайте, посвященном вопросам нового стандартам общего образования http://standart.edu.ru/default.asp

[Вернуться]
   

 

Внимание! Конкурс!

 


Уважаемые посетители!

АНО «Образовательный форум» объявляет о проведении конкурса на лучший девиз для нашего портала!

Полезные ссылки


Информация об образовательных учреждениях, использующих в своей практике оригинальные и эффективные образовательные технологии

 

Главные проблемы управленца в образовании