В.А. Березина, кандидат педагогический наук, начальник отдела воспитания и дополнительного образования детей Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ
Отрицательные последствия внезапного вхождения России в рынок, ускоренного социального и экономического переустройства страны значительно активизировали в молодежной среде такие негативные явления, как неверие в социальный прогресс, неуверенность, комплекс социальной неполноценности, эгоцентризм и, что особенно тревожно, падение нравственных ценностей. Наиболее интеллектуально развитой и прогрессивной частью молодежи во все времена традиционно является студенчество, которое сегодня представляет собой важнейший фактор политического, экономического и духовного преображения российского общества. Однако гражданская пассивность многих студентов ведет к ограничению их интеллектуальных интересов, к правовому нигилизму, чрезмерному индивидуализму и может обернуться потерей целого поколения полноценных граждан. Поэтому одним из основных приоритетов государственной политики в области развития системы образования, в том числе высшего профессионального образования, сегодня правомерно является восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений, что нашло отражение во всех основных действующих ныне законодательных и нормативных актах.
В то же время, несмотря на предпринятые в последние годы меры по гуманизации и гуманитаризации высшего образования, усилению воспитательного начала в деятельности вузов, воспитание еще не стало приоритетным компонентом образования, необходимой составной частью педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности, сохраняется разрыв единства системы обучения и воспитания. В связи с этим вновь обострилась проблема формирования личности будущего специалиста в процессе высшего профессионального образования, которая должна рассматриваться сегодня как одно из наиболее приоритетных направлений педагогической теории и практики.
В первую очередь это касается системы высшего педагогического образования, которое призвано детерминировать все основные процессы, происходящие в образовательной сфере. Сегодня уже нет необходимости доказывать важность реального, а не только декларированного единства учебно-воспитательного процесса на всех образовательных уровнях в формировании личности будущего учителя, от которого во многом будет зависеть судьба нашей страны в ближайшем будущем. Однако в подготовке будущего педагога зачастую все еще остаются в тени процессы профессионально-личностного развития студентов, в их поле зрения оказывается преимущественно предметный компонент педагогической деятельности. Вместе с тем личностная, духовная сфера студентов зачастую оказывается вне пределов образовательного процесса.
С удовлетворением можно отметить, что в последние годы обозначился все возрастающий интерес исследователей и педагогов-практиков к проблеме использования воспитательных возможностей содержания, форм и методов педагогического образования. Одну из ведущих ролей в ее изучении играют ученые Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, серьезный опыт работы которого в области воспитания студенческой молодежи широко известен не только в Республике Татарстан, но и во многих территориях страны. Уже более десяти лет в вузе ведутся активные научные и методические поиски в области воспитания будущего педагога в образовательном процессе, в них участвуют преподаватели самых различных кафедр во главе с учеными-педагогами. Так, еще в 1999 г. здесь был разработан концептуальный научно-методический труд «Воспитательная работа в современном педвузе» под редакцией профессора З.Г. Нигматова, в котором сделан акцент на принципах гармонической целостности обучения и воспитания, совместного гуманотворчества преподавателей и студентов, свободы и стимулирования деятельности будущих учителей, самоорганизации и развития их интересов.
Вскоре в ТГГПУ была организована научная лаборатория по изучению воспитательного потенциала учебных дисциплин профессиональной подготовки учителя, развернувшая не только научную, но и широкую методическую и организаторскую деятельность, результаты которой говорят сами за себя. В 2003 г. вышла в свет монография И.Э. Ярмакеева и Г.Г. Габдуллина «Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя», год спустя – учебное пособие тех же авторов, допущенное Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в системе дополнительного профессионального педагогического образования. Особенно ценным является то, что работники университета одними из первых в России смогли выстроить межведомственное взаимодействие вузов по проблеме выявления и реализации воспитательного потенциала педагогического образования. Только за последние три года на базе вуза были проведены две всероссийские научно-практические конференции, республиканский круглый стол, а также Всероссийское совещание-семинар, посвященные этой актуальной проблеме, издано несколько томов научных трудов ученых и преподавателей вузов России.
Недавно издательством «Владос» была выпущена монография И.Э. Ярмакеева «Воспитание будущего учителя в процессе педагогического образования (профессионально-смысловой аспект)» (М., 2005). Она представляет собой своеобразный обобщающий труд, направленный на решение важной научно-теоретической и практической проблемы системного использования воспитательных ресурсов и возможностей педагогического образования и подводящий некоторые итоги многолетних исследований в этой области, проводимых в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете. Данная книга выгодно отличается не только выраженной концептуальностью, теоретической глубиной проведенного научно-педагогического анализа, строгой логичностью и обоснованностью выводов, опорой на большой массив философской, психологической и педагогической литературы, но и практической направленностью на решение актуальной проблемы духовного развития личности будущего педагога, строгим экспериментальным характером. Автором впервые была системно изучена проблема практического использования воспитательного потенциала педагогического образования с позиций профессионально-смыслового подхода, заложены основы нового, потенциалориентированного подхода к воспитанию будущего учителя в образовательном процессе педагогического вуза, направляющего данный процесс на последовательное развитие личностного потенциала будущего учителя.
Необходимо отметить высокую научную и практическую значимость каждой отдельной главы монографии. В первой главе производится структурно-содержательный анализ понятия «воспитательный потенциал педагогического образования», раскрываются сущностные особенности данного потенциала как особой виртуально-педагогической системы. Обращение к научно-теоретическому аппарату философии позволило автору существенно углубить существующие в педагогике понятия о воспитательном потенциале той или иной педагогической системы и процессе его практического использования, разработать научную периодизацию этого процесса, разработать структурно-содержательную модель воспитательного потенциала педагогического образования.
Вторая глава монографии посвящена проблемам актуализации воспитательного потенциала педагогического образования в контексте разработанной автором ценностно-смысловой концепции личности учителя. В ней подробно раскрываются теоретико-методологические основы данного процесса, технология его практического осуществления, которая, на наш взгляд, может быть с успехом использована в практике работы любого педагогического вуза России. Достоинством этой главы, как впрочем, и всей монографии, является научно-психологическая обоснованность и интегрированность сделанных выводов, их системный характер, придающий целостность всем разработанным автором теоретическим и технологическим конструкциям.
Третья глава монографии несет в себе наибольшую исследовательскую нагрузку, так как посвящена изучению дидактических основ практической реализации воспитательного потенциала педагогического образования. В ней раскрываются научно-педагогические принципы и подходы к данному процессу, его технологические основы, представлена и обоснована разработанная автором целостная дидактическая система воспитания будущего учителя в образовательном процессе педагогического вуза. Она явилась результатом обобщения и систематизации комплекса содержательно-целевых и организационно-деятельностных моделей, построенных в процессе опытно-экспериментальной работы по актуализации и практической реализации воспитательного потенциала различных учебных дисциплин и педагогической практики. Следует особо подчеркнуть, что все сделанные автором теоретические выводы базируются на экспериментальных данных, результатах проведенных наблюдений, анкетирования, тестирования, экспертного опроса, обобщения передового педагогического опыта, опытной реализации экспериментальных авторских программ на базе ТГГПУ и других педагогических вузов Республики Татарстан. Это придает работе убедительность и позволяет серьезно воспринимать полученные автором новые научные данные и практические результаты.
Представленная в монографии дидактическая система охватывает все этапы обучения студентов в педагогическом вузе, она прошла масштабную экспериментальную проверку и доказала свою эффективность в деле формирования духовных основ их личности. Думается, что ее творческое применение способно принести значительную пользу в решении актуальных задач воспитания будущих учителей в образовательном процессе любого педагогического вуза страны. Вместе с тем поиски эффективных форм, средств и методов вузовского воспитания продолжаются. В планах ученых ТГГПУ – новые направления и аспекты научного поиска, связанные с изучением многообразного воспитательного (аксиологического и культурологического) потенциала гуманитарного образования, его глубинных смысловых основ и возможностей в развитии личности студента.
|