НОВОСТИ

 

 




   
Виктор Болотов о ЕГЭ.

Стенограмма пресс-конференции Главы Рособрнадзора Виктора Болотова.



Виктор БОЛОТОВ: Добрый день. Я буду работать с микрофонами. Добрый день, уважаемые господа журналисты. Я благодарен вам, что вы откликнулись на наше предложение. Вы, на самом деле, очень помогаете службе, поскольку мы, скажу откровенно, засыпаны вопросами выпускников этого года и их родителями, и вопросами ребят, которые обучаются в 10-ом классе.

Что означает для них принятие закона? Первое, с чего я хотел бы начинать нашу пресс-конференцию - в этом году для выпускников школ сохраняется та же схема, которая была и в прошлом году, и в позапрошлом году. Есть официальная статья в законе, которая гласит о том, что в этом году все будет проходить также, как было определено в постановлении правительства по эксперименту, по ведению единого государственного экзамена. То есть как в регионах определились после этого года, так и будут проходить в этом году. Второй вопрос, вопросы уже 10-классников и их родителей - А как будет в 2008 году? Там ситуация будет следующей. Все вузы России будут принимать результаты единого государственного экзамена. При этом в отдельных субъектах Российской Федерации будет свой набор вступительных экзаменов. А с 2009 года мы переходим в штатный режим. Это вопросы, которые волнуют очень многих выпускников школ, и учеников, родителей, обучающихся в 10-ом классе.

Коротко по самому законопроекту, закону уже точнее, извините, по самому закону. Я вам представлю Алексея Львовича Семенова. Это заместитель руководителя департамента образования города Москвы, который курирует вопросы проведения единого госэкзамена в городе Москва. Чтобы у вас была возможность спросить по московским сюжетам.

Закон при доработке после первого чтения претерпел серьезные изменения. Одно из самых серьезных изменений - это срок действия свидетельства по единому экзамену. Оно действовать теперь будет для школьников два раза. В этом году сдавал вступительные испытания, использовал результаты экзамена при поступлении в вуз, и потом я могу эти же результаты использовать через год. То есть у него две попытки на одних и тех же результатах могут быть. Но если его не устраивают результаты, он может пойти и сдать ЕГЭ еще раз, во время государственной итоговой аттестации. Обратите внимание на это, господа журналисты. Это означает, что вступительных экзаменов в вузы, в рамках эксперимента "2 волны", выпускные экзамены в школе и вступительные в вузы. Двух волн не будет. Будет одна волна единого государственного экзамена. Это просьба регионов, просьба разработчиков экзаменационных материалов. Это конечно же удешевление самой процедуры.

Следующее, что хотел бы отметить, что тоже появилось в результате доработки законопроекта, это армейцы, ребята, которые были призваны в армию, могут в течении года использовать свои доармейские результаты. Он сдал ЕГЭ, пошел в армию служить, вернулся из армии и в течении года может использовать эти результаты, которые были до призыва в армию.

Еще что было сделано в рамках доработки закона? Это расширение числа олимпиад, по итогам которых школьники могут быть зачислены в абитуриенты в высшие учебные заведения без сдачи вступительных испытаний. Число этих олимпиад будет устанавливать министерство образования и науки. Понятно, что эти олимпиады должны будут удовлетворять определенным критериям.

Последнее, что я хотел бы отметить. Мы включили в число льготников при поступлении в высшие учебные заведения детей тех родителей, которые погибли в ходе контртеррористических операций. Этой категории раньше не было.

Газета "Московский комсомолец" Последующая сдача ЕГЭ будет платной или не бесплатной? И второй вопрос, будет ли у человека выбор - какой сертификат ЕГЭ использовать - прошлогодний или новый, если в нем стоят лучшие оценки?

В. БОЛОТОВ: Первый вопрос. Никаких разговоров про платность последующей сдачи ЕГЭ никто не ведет. Нет такой проблемы. У нас уже сегодня сдают выпускники прошлых лет единый экзамен, причем от Саха-Якутии до Санкт-Петербурга. Когда люди, выпускники прошлых лет записываются и сдают во время школьных выпускных экзаменов единый государственный экзамен. Никто с них деньги не берет и брать не собирается. Что касается второго, это выбор школьника. Я вполне допускаю ситуацию, когда школьник по русскому языку получил нормальный результат, а биологии нет. И он приходит и говорит - зачтите пожалуйста результаты русского языка прошлого года, а биологию этого года. Это не простой вопрос для организаторов единого экзамена, но это понятно. Больше возможности для ребят поступить в тот вуз, который ему нравится. Или он проучился пол года, понял, что не та специальность. Учтите, что такие случаи тоже бывают. На следующий раз хочет поступать по новой на другую специальность. Часть результатов он использует прошлого года, а часть сдает во время выпускных экзаменов и поступает. Уже в высшее учебное заведение.

ВОПРОС: Когда будет введен единый перечень предметов, кторые сдаются по системе ЕГЭ?

В. БОЛОТОВ: Я просто буквально зачитаю статью…Это статья (нрзб.) пункт 5. В 2008 году единый государственный экзамен проводится в субъектах Российской Федерации по тем предметам, перечень которых утвержден Федеральной службой по надзору на основании представления органов внутренней власти. То есть субъекты Федерации нам дают список экзаменов, которые они собираются проводить в 2008 году. И мы в переговорах с регионами будем утверждать перечень вступительных испытаний, которые будут проходить в данном субъекте Федерации, выпускных экзаменов. Следующий момент. Государственные муниципальные образования среднего и высшего профессионального образования самостоятельно определяют форму вступительных испытаний по тем предметам, по которым в субъекте Федерации нет единого экзамена. В субъекте Федерации русский и математика, в ВУЗ берет еще принимать экзамен по биологии. Он сам определяет форму экзамена по биологии. Но при этом результаты единого государственного экзамена в других субъектах Федерации, ВУЗ обязан принимать.

ВОПРОС: Когда отменят вторую волну?

В. БОЛОТОВ: С какого года? В 2008 году мы думаем, что уже второй волны не будет.

ВОПРОС: Каково отношение вашего ведомства к сдаче ЕГЭ через Интернет? Есть ли перспективы какие-то у этого направления?

В. БОЛОТОВ: Первое, сдача экзамена за компьютером. Главная проблема в том, что если использовать компьютер как пишущую машинку, то особых проблем нет. Дети выйдут на повсеместное владение клавиатурой. Предметы гуманитарного цикла сдавать нет проблем. Труднее по физике, труднее по химии. Почему? Формулы, специальные редактора. Поэтому это не так просто, хотя мы в этом плане работаем. Что касается физики, мы сейчас отрабатываем и экспериментируем в Московской области - электронные лабораторные работы, когда - мы как представители этого журнала понимаете, собрать установку на компьютере. Собрать ту или иную установку, снять с нее показания и так далее. Электронно-лабораторная практика, так называемая. Проводим такую же работу по химии и так далее по информатике, Алексей Львович Семенов, он помимо своей первой должности еще руководитель московского института образования. Вместе с Владимиром Николаевичем Васильевым, ректором Ленинградского института информационных технологий механики (нрзб.), они сейчас прорабатывают вопрос по проведению экзаменов по информатике на компьютере. Это перспективная форма. Мы над ней работаем и будем работать. Но говорить о том, что через год или два мы перейдем тотально, это было бы слишком большим допущением. Сейчас будет вопрос, что в Интернете экзамены. В Интернет экзамены еще не скоро будут. Хотя использование высоких технологий информационных, очень часто в приполярных ВУЗах, в Саха-Якутии, в удаленных местах, в Тюменской области, Ханты-Мансийского округа, Читинской области, хабаровского округа уже работаем. Когда ребята и задания получают в электронном виде, и от них идет вся информация тоже в электронном виде.

А. Л. СЕМЕНОВ Я бы сказал, что в смысле сбора информации это первый в России проект образования тотальной надежной информатизации. Ничего до этого не автоматизировалось, чтобы 100 % тот или иной вид образовательной деятельности был бы осуществлен на компьютере. И это показало, что информатизация реальна. Что это не эксперимент, не желание руководителя образовательного учреждения региона. Что это можно сделать в масштабах страны. Вот это показал, это один из таких регионов.

ВОПРОС: Существуют ли какие-то списки программных продуктов, пособий по ЕГЭ, которые должны использоваться в школе при подготовке к ЕГЭ?

В. БОЛОТОВ: Уважаемые коллеги, вопрос очень правильный. Масса анекдотов, которые рассказывают про ЕГЭ, это вопросы из этих пособий, так называемых. Пособия мы делим на три части. Вопросы типа - как звали хозяина Фру-фру. Все из пособий этих, никому неведомых, сделаем с целью обогащения. На самом деле среди пособий на бумажных носителях по единому экзамену надо брать пособия, которые прошли экспертизу Федерального института педизмерения. Там гарантируют. Все остальное либо контрафакт, в лучшем случае, взяли экзаменационный материал прошлого года и Интернет, и издали их. Или демо-версии. Вот наше пособие на СиДи. Еще бог с ним, контрафакт, дети не пострадают. Мы видели массу случаев, когда типа такого вопроса люди придумывали и выдавали это за пособие к ЕГЭ. Никаких оснований для этого не имея. Что касается электронных пособий, есть несколько он-лайн, сюжетов тестирования, есть несколько консультационных центров по ЕГЭ. Список их на нашем сайте есть егэ.ру и на сайте Рособрнадзора. Еще вопросы.

ВОПРОС: Как будут поступать с двоечниками? Это первый вопрос. И второй вопрос - при введении ЕГЭ по всей стране можно ли будет проводить какие сравнения?

В. БОЛОТОВ: По первому вопросу, это вопрос, что мы будем ставить в аттестат школьнику. Помните, кто постарше помнит, в советские времена дебатировался вопрос, была практика, ставили двойки. Ставиться двойка в аттестат. Поэтому, на основании чего мы выдаем документ об окончании школы? На основании того, что ребенок завершил курс обучения, и можно не ставить оценки. Он завершил просто обучение, и документы о сдаче единого госэкзамена, это второй документ. И вот ситуация, 20 % двоек по математике - это один из вариантов, когда мы пойдем на выдачу аттестатов, которые подтверждают, что он завершил обучение. И результаты единого Госэкзамена, где 10 баллов по ЕГЭ он набрал по математике. Если школьная оценка, что двойка. А так просто написано десять баллов. Что касается второго вопроса, я говорил не о том, что нельзя сравнивать результаты ЕГЭ в разных регионах. Я говорю, как раз мы делаем, всю технологию делаем для того, чтобы их можно было сравнивать. Я говорю, нельзя сравнивать регионы или школы по результатам единого государственного экзамена. Почему об этом говорю. Если в одном регионе математика обязательный предмет, и его сдают все школьники, все выпускники, а в другом регионе математика по выбору, как вы думаете, у кого будет выше балл? Очевидный ответ. Можно ли после этого говорить, что в том регионе, где был выше знают математику. Выборки несопоставимы. Поэтому, главное требование при сравнении регионов или образовательных учреждений - это вопрос о выборке. Это сопоставимые выборки или нет. Уже больше половины регионов Российской Федерации сегодня сдали математику, русский язык - более 90 % выпускников школ. Вот эти регионы можно сравнивать. Но если в одном сдали 5 %, то в другом 100 % - то сравнения бессмысленны. Точно также по школам, причем по выбору. Сдали пять человек физику в этой школе, и в другой школе сдали пять человек физику. Можно говорить об уровне преподавания физики? Наверное, можно говорить, при том ты не знаешь. Либо эти ребятишки с репетиторами ходили занимались, либо они работали с пособиями. Трудно говорить, сравнивать школы по непредставительной выборке.

ВОПРОС: Известно, что все-таки рейтинги школ выстраиваются, чтобы в количестве не верно, но это происходит везде и повсеместно. Хотя школы понятно в разных условиях, разный набор учеников у них. Мы же на входе не смотрели, а на выходе посмотрели и школы определили, какая хуже.

В. БОЛОТОВ: Я много раз высказывал позицию, что при рейтинговании. Рейтинговать можно по всему, чему угодно. По среднему весу учеников школу можно рейтинговать, по среднему числу дней, которые пропустил школьник по болезни. И так далее, по многим показателям. Но говорить какая из них лучше, какая хуже без дополнительной работы совершенно нельзя. И в этом плане элитная школа с отбором в классе, в сложном микрорайоне, где родители безработные. Как можно сравнивать результаты этих школ. Вообще ЕГЭ - градусник. Он показывает температуру. А нормальная эта температура, высокая или пониженная. Берутся другие анализы, другие данные. Смотрите, что за дети, что за контингент. Хотя на самом деле ЕГЭ единственная объективная оценка, потому что все остальное сарафанное радио. И когда родители приходят и говорят, надо школы выбирать. Конкретные примеры в разных регионах. Как в вашей школе сдавали ЕГЭ по физике или по истории, и в соседней школе тоже с этим вопросом, для них это критерий отбора старшей школы, где лучше ребята. Ребенок имеет шанс лучше сдать единый экзамен.

ВОПРОС: Объективно - первое задание. Чем объективно обуславливается. Мы же знаем результаты Кабардино-Балкарии, которая по русскому языку была выше по стране…

В. БОЛОТОВ: Не правда, опять же, та же самая ловушка. Сравнивали Кабардино-Балкарию и Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге сдавал 101 % детей от выпускников, почему больше, потому что ученики прошлых лет. И в Кабардино-Балкарии русский язык был по выбору, 400 человек сдавало. Что? Не найдется в республике 400 человек, которые знают русский язык на нормальном уровне? Поэтому, коллеги, я по-другому скажу. Сейчас и в прессе появились всякие вольные интерпретации по единому экзамену, что мы в прошлом году субъектами Федерации, почти в 20 пунктах проведения - результаты там аннулировали. Дети сдавали отдельно. У нас есть свои методики, техники, использование собственных информационных технологий. Увидеть все пункты проведения единого экзамена, в которых результат выше регионального. Спросите, все пункты, они у нас красным цветом на компьютерах. И по каждому пункту проводится дополнительная работа. В прошлом году мы проводили дополнительную работу по сотне с лишним таких пунктов. Если вам объяснять, что такие (нрзб.) и по математике. Если нам говорят, заслуженные учителя России, соровские учителя и учителя года, ситуация понятная. А если нам ничего не могут объяснить, почему здесь выше результат регионального, мы говорим, извините, мы вынуждены просить аннулировать эти результаты.

А. Л. СЕМЕНОВ Можно со школьными оценками увидеть опять несоответствие. Содержательный анализ происходит.

В. БОЛОТОВ: Когда мне говорят в Совете Федерации, сенатор выступает уважаемый, сдал ребенок - получил 90 баллов, посмотрели в аттестат, а у него там одни тройки. Это из серии, не хочу неприличные слова говорить, слухи ходят. Одна женщина другой женщине сказала. И пошел. Смотрите, что 100-балльников на всю Россию 458 по всем предметам. Каждый из них в своем регионе хорошо известен. Поэтому, когда они мне такие примеры приводят, давайте фамилию человека и откуда он. Мы будем разбираться. Девять против одного, 99 против 1, что это фальсификация. Начальник сделал, подпись, написал 100 баллов, пошел поступать в ВУЗ. А ректору данного ВУЗа я бы сказал, почему вы работаете с федеральной базой свидетельств. Когда все реальные результаты, не те, что нарисованы на бумаге, есть в Федеральной базе, с которой человек обязан работе.

А. Л. СЕМЕНОВ Можно аттестат в переходе купить, еще проще.

В. БОЛОТОВ: Проще диплом купить доктора наук сразу и ни о чем не заботиться.

ВОПРОС: В самом конце учебного года было объявлено, что обязательно будет экзамен по русскому языку. Возникает у учителей вопрос, если дети не успеют подготовиться к экзамену, повлияет отрицательно результат на аттестацию учителя.

В. БОЛОТОВ: Детей интересует вопрос?

ВОПРОС: Нет, учителей.

В. БОЛОТОВ: На учителей нет - не повлияет. Коллеги, я категорически против, говорил такие (нрзб.) годы службы, что мы результаты единого экзамена разрешает с согласия школы использовать при аттестации школы, и с согласия учителя, при его аттестации. Он может сказать, а теперь при моей аттестации учтите вот это. Если будут такие примеры, что каких-то учителей будут пытаться неаттестовывать или наказывать за предыдущие, пишут, будем разбираться. Пожалуйста. Не слышу.

ВОПРОС: Существует ли опасность взлома баз данных ЕГЭ? Я присутствовала на пресс-конференции С. Комкова и он высказал подозрение в том, что Рособрнадзор не препятствует распространению баз данных….

В. БОЛОТОВ: Высказывания господина Комкова я не комментирую вообще. У меня нет времени комментировать высказывания этого господина. Отвечаю, много раз журналисты пытались найти ответы на единый экзамен в Интернете, покупали даже эти результаты. Посмотрите переписки прошлых лет на наших интерактивных сайтах выпускников. Не тратте время, силы и деньги, покупая якобы ответы. В Калининграде всегда торгуют материалами, которые были во Владивостоке. Интернет есть, и там можно все это. Ну купил ты их, и что ты с ними делать будешь после этого? Это все глупости. По поводу покупки баз данных. Федеральный банк - доступно ВУЗам и ребенку по его паспортным данным. Поэтому о чем говорит….

ВОПРОС: Вопрос к Алексею Юрьевичу. В Москве, как я понимаю, будет в этом году три обязательных экзамена. Русский, обязательно литература и обязательно математика.

А. Л. СЕМЕНОВ Математика не будет обязательной.

В. БОЛОТОВ: Обязательным экзаменом…в любой форме.

А. Л. СЕМЕНОВ Он будет как и раньше входить в число обязательных Федеральных обязательных экзаменов, а в форме ЕГЭ…поправка правильная.

ВОПРОС: "Обучение и карьера", скажите, пожалуйста, какие затраты несет Госбюджет на организацию и проведение ЕГЭ сейчас. По каким основным статьям. И как это будет финансироваться в 2009 году, когда он станет обязательным?

В. БОЛОТОВ: Извините, какое издание?

ВОПРОС: "Обучение и карьера".

В. БОЛОТОВ: А по статьям зачем анализ? Сколько заработная плата? Финансово-экономические обоснования единого экзамена было сделано, когда готовился законопроект. Стоимость экзамена для федерального бюджета 330 миллионов. С этим согласились и Минфин, и Госдума, и Совет Федерации. Это деньги на разработку экзаменационных материалов, на тиражирование, рассылку по субъектам Федерации, на связь, на обработку результатов. Это Федеральные деньги. Регионы тратят свои деньги на (нрзб.) пунктов проведения единых экзаменов, на проведение самой процедуры, и так далее. постатейно это в основном прочие услуги. Не зарплата, а прочие услуги. Услуги связи и так далее. Это вот цифра приведения в штатный режим. Сегодня на единый экзамен тратится примерно та же сумма, но в расходы входит приобретение нового оборудования для регионов, которые первый раз используют единый экзамен. Алексея Львовича можно спросить, что нужно региону иметь, чтобы черпать - так называемый региональный центр обработки информации - это сервера, это станции рабочие.

А. Л. СЕМЕНОВ Сканеры, одно из наиболее тонких устройств, это устройство ввода этой информации, потому что вся она присылается в центр в Москву из всех регионов. Это довольно тонкое и сложное устройство. Остальные устройства более-менее типичные. А вот устройства сканирования, чтобы там не было ошибок при считывании информации.

В. БОЛОТОВ: И ответов неправильных.

ВОПРОС: Если можно еще один вопрос, московские вузы в этом году, кто будет принимать по результатам ЕГЭ?

В. БОЛОТОВ: Результаты единого экзамена будут принимать фактически все вузы, кроме Московского Госуниверситета. И ВУЗов силовых министерств и ведомств. У них там свои особые есть, у них по-другому идет начало приема. Все остальные вузы.

А. Л. СЕМЕНОВ Не творческие и силовые, они отдельные непрофильные предметы будут засчитывать как ЕГЭ.

В. БОЛОТОВ: Бауманка все время принимает результаты ЕГЭ. Физтех принимает результаты ЕГЭ, Высшая школа.

ВОПРОС: Там принимают только по русскому языку насколько я знаю. Остальные…

В. БОЛОТОВ: Физтех принимает все. МГТУ имени Баумана (нрзб.) Полторы сотни зачислены без всяких экзаменов, только по результатам ЕГЭ. Принимают и будут принимать. Но в этом году это решение ученого совета ВУЗа и учредителя.

А. Л. СЕМЕНОВ Сдвиг по сравнению с прошлым годом есть. ВУЗы более организовано включились в процесс приема по ЕГЭ. Они заранее сообщили списки своих экзаменов. Это было проблемой прошлого года, что ВУЗы долго колебались какие они экзамены будут объявлять как вступительные. В этом году это произошло нормального, уже такого напряжения нет, как в прошлом году.

ВОПРОС: Что в Москве будет в этом году?

А. Л. СЕМЕНОВ Как уже говорилось, ситуация в Москве входит в штатный режим, но обязательным для всех учащихся сдачи экзамена по ЕГЭ только по русскому языку.

В. БОЛОТОВ: Русский язык и в июне, и в июле будет сдаваться только в форме ЕГЭ. То есть просто русского языка, кроме педагогических ВУЗов. Там они могут у себя - устные экзамены.

А. Л. СЕМЕНОВ Что касается списка, все те предметы, которые входят во вступительные экзамены в частности. Кроме одного. Из иностранных языков мы взяли только наиболее распространенный английский. Но это некоторое неравноправие. Но из-за того, что очень малое число учащихся претендовало и Вузов на другие иностранные языки, вот это решение принято. В следующем году пока предварительно мы собираемся ввести все штатные иностранные языки, немецкий, французский, испанский также в качестве экзаменов ЕШЭ, тогда мы будем говорить просто про полный региональный набор. Особое место занимает экзамен по информатики, который в рамках ЕГЭ федерального носит сам по себе экспериментальный характер. В частности, и ВУЗы тоже как правило говорят, что физика или информатика, химия или информатика. И для них он факультативный. И вот этот эксперимент, который происходящий совместно с (нрзб.) университетом, будет проходить в Москве в этом году. Но мы ожидаем, что это будут сотни участников, а не тысячи.

ВОПРОС: Русский язык в ЕГЭ в следующем году сохраниться, или его могут отменить?

А. Л. СЕМЕНОВ Мы не предполагаем русский язык в следующем году отменять.

В. БОЛОТОВ: Про набор обязательных экзаменов ведется дискуссия про математику. А вот про русский язык.

ВОПРОС: Может русский язык, а на следующий год математика?

В. БОЛОТОВ: Коллеги, по русскому языку я даже не слышал ни одного из регионов, не слышал, что давайте не будем делать русский язык обязательным. Все поддерживают. Вопрос по математике есть. У гуманитарных классов, у творческих специальностей. Еще вопросы.

ВОПРОС: Скажите, а сколько раз может пересдаваться экзамен?

В. БОЛОТОВ: Каждый год, после завершения, до пенсии. Хотя после пенсии тоже можно, почему нет?

ВОПРОС: Возраст не ограничен?

В. БОЛОТОВ: Пока нет.

Семенов: Поступление в ВУЗ или на дневное отделение ограничен.

В. БОЛОТОВ: Для заочников нет, поэтому посмотрим.

ВОПРОС: У меня вопрос не организационный, а педагогический. Педагоги и учителя переживают, что ЕГЭ повлияет на всю школьную жизнь, на всю школьную практику. Учителя начнут заниматься только над ЕГЭ, и вся жизнь будет посвящена натаскиванию на ЕГЭ

В. БОЛОТОВ: Коллеги, учителя волнуются московские? Кто не знает, тот и волнуется. Пусть поговорят с учителями инновационных школ в тех регионах, в которых идет единый экзамен 4-5 лет. Первый вопрос, натаскивание на ЕГЭ. Коллеги, на сайте мы открыли вам задание, по всем предметам института (нрзб.) посмотрите эти задания . что значит - натаскивать на них? Если ты знаешь предмет, ты знаешь предмет. Если ты не знаешь предмет, то ты его не знаешь. Натаскивать на бланк заполнения. Три раза тренировки - практика показывает, хватает. Там есть другая проблема, которая волнует в регионах сильно. Это вот физика, лабораторные работы по физике, химии. Вот проблема. Если лабораторные работы не проверяются, зачем их проводить? Поэтому и ставим вопрос об электронных лабораторных работах, чтобы могли их включить в экзаменационные материалы. А эти проблемы существуют. И я напомню, школа очень чувствительна к тому, что оценивает Высшая школа на вступительных экзаменах. Пример, который хорошо знают математики. Когда из вступительных экзаменов убрали стереометрию, этот раздел стал такой - через сильно много запятых в школе преподаваться, потому что ВУЗы перестали спрашивать, зачем мы будем учить его в школе? Сложный раздел, трудоемкий, не простой. А на самом деле это пространственное мышление, это очень важный раздел. Поэтому, мы в рамках экзамена по математики, задачи по стереометрии стали включать. Это сигнал школе, включайте эту проблематику в школьные курсы.

А. Л. СЕМЕНОВ Можно добавить? В этом вопросе есть две части. Одна часть - будет ли влиять итоговая аттестация государственная в форме ЕГЭ на школьное образование. Безусловно будет. Каким бы ты ни был в школе гуманистом, интересовался развивающими методиками, проектной деятельностью и так далее. конечно, твоя деятельность будет ограничиваться этими рамками. (нрзб.) это подтвердит. А второе - каковы эти рамки. Насколько сегодня учителя, родители, общество довольны тем, как конкретно по тем или иным предметам построено ЕГЭ. Довольны не всегда. И мы очень надеемся на то, что ЕГЭ будет совершенствоваться. А введен действительно был в собственном порядке. Многие вещи в России, как многие вещи в Советском союзе. Может быть надо было сделать медленнее, но неизвестно, получилось бы тогда вообще или нет. Поэтому мы находимся в той ситуации, в которой мы очень надеемся, что математика станет ключевым, или русский язык. И по обществознанию. Мы считаем, что они нуждаются в совершенствовании. И надеемся влиять на этот процесс, в том числе учитывать мнение учителей. Пока во многих случаях это мнение принималось во внимание разработчиками. Я думаю, что постепенно будет учитываться.

ВОПРОС: (нрзб.)

А. Л. СЕМЕНОВ лучше прочитать. Есть формальный документ. Я уже сказал, что практически все - 10 предметов.

ВОПРОС: Какие то обязательные?

А. Л. СЕМЕНОВ Обязательно проводится русский язык.

В. БОЛОТОВ: Коллеги…у нас 2 предмета обязательных по всей Российской Федерации при сдаче выпускных экзаменов. Сами забыли уже и дети не сдают. Русский язык и литература в форме сочинения, и математика.

А. Л. СЕМЕНОВ Именно алгебра.

В. БОЛОТОВ: Алгебра и начало анализа. Вот два обязательных предмета. Дальше, в правилах проведения итоговой аттестации разрешается разделять русский язык и литературу на 2 экзамена. Например, русский язык проверяется в форме диктанта, или изложения, а литературу проводить устно. Но это обязательные экзамены. В этом плане в Москве будут три обязательных экзамена, и два по выбору.

ВОПРОС: Рен-ТВ. Если я правильно понял, данные будут передаваться в электронном виде, и существовать в электронном виде в различных базах, серверах и так далее. проблемы сохранности и хакерских атак?

В. БОЛОТОВ: Во-первых, они уже существуют. И Федеральный центр, федеральная служба пед-измерений, и регионы поддерживают свои базы данных. Попытки взломов были неоднократно. Но пока тех защитных систем, которые есть на базах данных, их хватает. Кроме того, расскажу страшную тайну. При этом все базы данных хранятся еще в разных местах на компьютерах, не подключенных к интернету. И в случае взлома баз данных, которые представлены в Интернете, она тут же заменяется. Для чего вам эта база данных? Чтобы в ней изменить результаты. Был мальчик, который своей подруге пытался изменить результаты. Мы целое расследование проводили по этому поводу. Зафиксирована атака. Нашли, спрашивается, ты что делал то? Да у меня подружка плохо сдала, я хотел поправить в базе данных. Но при этом он вне доступа к Интернету, даже к локальным сетям не подсоединяется ничего. Если нет вопросов.

ВОПРОС: (нрзб.)

В. БОЛОТОВ: Коллеги. Вот у нас, еще раз, на сайте Фипи есть экзаменационные материалы. Коллеги, относитесь к ним, высказывайте свое мнение, как вам эти задания, плохие, хорошие. Если у вас есть свои задачки, присылайте их нам. Особенно есть такие, которые требуют творческого характера. Проводятся постоянные мероприятия по обсуждению итогов единого экзамена и тестологически, и организационно. Я просто хотел бы еще одну тему задеть. Вот кто владеет Брайлем, коллеги. Повторите мнение школьников…В Санкт-Петербурге мы проводили экзамен по русскому языку для слепых детей. На экране не видно. Брайлевские тексты. Вот ответы детишек, тут они написали свое мнение. Кто владеет, может прочитать. Я забыл. Спасибо говорили, что дали такую возможность.

А. Л. СЕМЕНОВ Вопрос о привлечении учителей. Учителя сейчас составляют существенную часть разработчиков материалов ЕГЭ. И не планируется их долю уменьшать.

В. БОЛОТОВ: У нас 50 на 50 - школа, и высшая школа, обычная. Региональные вопросы. Нижегородская область - область, которая один из трех регионов, не вошли в эксперимент в этом году в ЕГЭ. Что делать теперь детям в Нижегородской губернии. В этом году не вошли. Мы это изменим. Просто средств нет, плюс позиция министра образования Нижегородской области и губернатора. А закон остается…сейчас работать начали с девятиклассниками. И десятиклассниками. С 10-классниками, кто во вторую волну попадет только. А значит. Амурская область, продавались ответы. За плату продавались ответы на ЕГЭ. Вот коллеги, с Амурской области. Эти коллеги не видели экзаменационных материалов. Посмотрите экзаменационные материалы. Там можно купить ответы? Это 40 вопросов. Что значит купить ответы? Вопрос с выборами ответов. Правильный ответ - второй? Во втором вопросе пятый, в третьем - четвертый? Реально что ли заполнить? Если такая фотографическая память, то тебе проще. Кроме того, был такой случай. Зафиксировали мы две одинаковых работы. Свои методы проверки. Две идентичные работы из одного пункта проведения единого экзамена. Сразу фиксируем. Обнуляем результаты. Если абсолютно идентичные работы, значит все понятно. А тут мало того, что они были абсолютно идентичны, ни одного правильного ответа не было. Ребята списали все, что могли, и ни разу не попали. Варианты совершенно разные в разных регионах. Амурская область - "Амурская справка". Вопрос уже задавался про аттестаты и справки. Мы не будем лишать 20 5 детей аттестатов. Это исключено.

ВОПРОС: Аттестат остается?

В. БОЛОТОВ: Аттестат остается как документ по завершении полного общего образования, дающий право претендовать на поступление в Вуз по результатам ЕГЭ.

А. Л. СЕМЕНОВ Это тоже мировая практика такая.

В. БОЛОТОВ: Останутся ли после 2009 года золотые и серебряные медали. Мурманчане спрашивают? Какой был статус этих наград, или их вообще нет? Их нет. Только что министерство образования и науки утвердило новое положение о золотых и серебряных медалях. Новый вид этих медалей. Приказ совсем недавно был. Медали останутся. Статус этих наград, вообще говоря, с одной стороны, знак отличия для тех, кто работал. С другой стороны, я думаю, что через год-два мы перейдем в режим портфолио. В режим дополнительной информации и абитуриенте. Золотая и серебряная медаль будут играть свою роль при определении и зачислении выпускника школы. Один предмет и три в ВУЗе. А при прочих равных условиях, значимо для любого ВУЗа. Человек заработал себе золотую медаль. Ажиотажа не будет вокруг них. Сочинение. Удастся ли сохранить сочинение. Коллеги, тут два разных момента. Первый момент - сочинение сегодняшнее, выпускной экзамен или вступительный экзамен не устраивает никого. Понятно почему. В любой подворотне можно купить книжку - 100 лучших сочинений. Всегда можно выучить свободную тему. В любом наборе есть свободная тема. Человек пишет, то ли у него память хорошая, то ли еще что-то. Вот как оценить?

А. Л. СЕМЕНОВ Реально. Моя организация ежегодно проверяет около пяти тысяч медальных работ как раз в Москве. Просто приходит девочка. И изложение, скажем, она писала. И там все в точности до знаков препинания. Что мы можем ей сказать? Что можно сказать учителю? Очевидная подделка. А как это зафиксировать? Вот недостатки традиционной системы. С одной стороны, нельзя запомнить все знаки препинания Льва Николаевича Толстого. При изложении повторить все дословно просто. До последнего слова, до последней запятой. А что можно предъявить. Это очень сложная даже моральная проблема. Или просто обвиняют безосновательно школу. А вдруг фотографическая память. Или ты чувствуешь, что ты ставишь пятерку за поддельную работу.

В. БОЛОТОВ: Второй сюжет - субъективизм. Тема раскрыта не полностью, садись - два. И в этом плане два литератора одно и то же сочинение могут оценить совершенно по-разному. И были примеры, сами писатели рассказывали. Я написал за свою дочку сочинение. Получил двойку. Писатель очень известный. Понятно да? В этом плане сочинение не очень устраивает. Как выпускное испытание, ни как вступительное.

А. Л. СЕМЕНОВ Важен интерес.

В. БОЛОТОВ: Теперь вопрос, что мы в ЕГЭ делаем вместо сочинения? Посмотрите, увидите там эссе появляются, короткие тексты. Писать грамотно свои мысли - ты их даже при ЕГЭ должен. А вот по жанру письменной речи, конечно, в школе будет один из элементов. Другое, что ВУЗ проверять это не будет. Теперь профильные ВУЗы. Где ВУЗы искусства. Там сочинения останутся. Сейчас в вашей профессии журналиста - она творческая. Должен быть там экзамен по литературе дополнительный в ВУЗе, или нет. Будете все вместе обсуждать. Останутся ли бесплатными для ребенка экзаменационные материалы после перехода в штатный режим. Я уже сказал, что это не наша будет функция, федеральная. И для ребенка она будет бесплатной. Закон вводит ЕГЭ ко всем ВУЗам России, или только те, которые относятся к министерству образования и науки. (нрзб.) Нет, Ко всем вузам. Все исключения оговорены в рамках этого закона ВУЗы силовых министерств. У них могут быть свои дополнительные испытания. Это творческие ВУЗы. И перечень ВУЗов, небольшой перечень ВУЗов, по которым будет определять правительство их право на дополнительные испытания. Есть ли еще вопросы?

ВОПРОС: По гуманитарным предметам…(нрзб.)

В. БОЛОТОВ: Переэкзаменовок не происходит. Апелляции подаются. Подаются больше, чем на вступительных экзаменах в ВУЗы. Удовлетворяется примерно 3 % апелляций.

А. Л. СЕМЕНОВ Можно уточнить. Апелляция проводится по процедуре проведения. Например, в нашей практике бывало, что ребенок своеобразно ставил какой-то символ, что-то зачеркнул, что компьютер неправильно считал. Мы смотрим на работы, там очевидно, что написана буква Б, а она воспринята как буква С. такие случаи бывают, они все решаются разумным образом. А апелляция - мне дали вопрос, который в школе не проходят, или в одном учебнике написано так, а в этом так - вот эти апелляции, насколько я понимаю, не принимаются.

В. БОЛОТОВ: Нет, там по другому. У нас были случаи, когда ловили некорректные задания, у которого есть два ответа, например. Или по поводу этого вопроса в разных учебниках, по гуманитарному блоку естественно, разные трактовки. В этом случае мы засчитывали этим детям это задание как выполненное. Всем детям, которым попалось это задание, всем. У нас даже в округе. Ребенок в прошлом году говорит - мне повезло, мне не попалось ни одного бракованного задания. Так бы я хоть 10 баллов получил. Понятно?

ВОПРОС: (нрзб.)

В. БОЛОТОВ: Коллеги, нет. Давайте так, перечень предметов, которые будут в форме ЕГЭ, сегодня был детерминирован одной простой штукой. Предметы, по которым идут в ВУЗы вступительные испытания. Перечень предметов может меняться, изменяться, но это обсуждение в профессиональном сообществе вместе с Министерством образования и науки. Пожалуйста.

ВОПРОС: Вопрос про введение профильного обучения в школах и соотнесение его с ЕГЭ

В. БОЛОТОВ: Первый вопрос, по перечню обязательных экзаменов дискуссия не завершена. Она продолжается. И очень много голосов по поводу того, что для разных профилей разный набор обязательных экзаменов. Вы знаете, еще далеко не все школы перешли на профильное обучение. Поэтому вопрос дискуссионный, время для того, чтобы дать ответ окончательный на него, у нас вместе с профессиональным сообществом 2 года - этот год и 80ой год, в 9-ом году мы должны дать окончательный ответ на этот вопрос. Что касается федерального центра тестирования. Федеральный центр тестирования - это государственное учреждение, подведомственное Рособрнадзору, и мы собираемся продолжать работать с федеральным центром тестирования при проведении единого государственного экзамена. Без вопросов.

ВОПРОС: Про гуманитарные предметы, они вызывают больше всего нареканий. Там такой вопрос. Машинная обработка и человеческая, скажем, обработка. Понятное дело проверяют ВУЗы. Будет сдвигаться в сторону человеческой?

В. БОЛОТОВ: Нет, не будет. Там другое задание стоит перед разработчиками, проверять компетентностные навыки. Например, умение сравнивать два текста у историков или обществоведов. В одном тексте позиция одного автора, в другом другого. Другая позиция - другого автора, сравнить эти тексты, выбери тему солидарности, тему расхождения и свою позицию скажи по этому поводу. Поэтому, давайте так, по содержанию тем я готов отдельно собирать профессиональное сообщество. Но приглашать буду только тех журналистов, которые утрудят себя прорешиванием экзаменационных материалов. Пойдут на сайт, возьмут демо-версию. Я говорю историкам и гуманитариям, давайте - работайте с журналистами. Они говорят, только при одном условии, что они хотя бы один наш, не одно задание, а вот все решат. Тогда есть о чем говорить. Пожалуйста.

ВОПРОС: Скажите пожалуйста, а какие предметы будут входить в обязательный перечень с 2009 года?

В. БОЛОТОВ: Еще раз говорю, что эта дискуссия ведется. Сегодня у нас два предмета обязательных - русский язык и литература, математика. Но русский язык и литературу можно разделить на два. Теперь, по русскому языку вопросов нет. Все говорят, что он должен оставаться как обязательный. По литературе - есть дискуссия. Инженерные ВУЗы говорят, нам русский дано принимать только по зачетной системе. Здесь дискуссия среди инженерных вузов, литература как обязательная. Наоборот, среди гуманитарных вузов есть дискуссия по поводу того, нужна ли математика как обязательная. Знаете, мировая практика показывает, что математика все-таки обязательный предмет для тестирования. Но в этой ситуации может все-таки будут понимать, что наказывать детей гуманитарного и спортивного профиля двойками по математике безнравственно. Они уже выбрали себе другую дорогу. Точно также, наказывать инженеров двойкой по литературе тоже безнравственно. И дискуссия по этому поводу будет вестись в течении двух лет. За два года мы должны окончательно. Может быть раньше сможем дать. А тут требуется, слово, которое не очень люблю, консенсус. Согласие профессионального сообщества с населением страны.

ВОПРОС: Какие варианты оформления аттестата?

В. БОЛОТОВ: Это один из вариантов решения проблемы. Просто выдавать аттестат - свидетельство о завершении обучения в старшей полной школе. Он не принят. Есть и другие варианты, например, выдавать по профильным предметам балл-ЕГЭ, а по непрофильным предметам писать зачтено или не зачтено по итогам ЕГЭ. Вот такой вариант. Границы тройки устанавливаем 20 и все. Там разные варианты есть, дискуссия началась. Я газету не вижу, а да. Увидел. Дискуссия по этому поводу у нас уже ведется. Все, нет вопросов.

ВОПРОС: Продолжится ли практика зачисления в вузы до объявления о начале основных вступительных экзаменов?

В. БОЛОТОВ: Коллеги, хорошо известно, на ваших страницах об этом нередко пишут, что некоторые Вузы объявляют своих студентов зачисленных уже в марте месяце. В марте месяце он уже студент. Почему он студент? Есть сюжеты, когда в школах большой конкурс, потому что все дети из нее поступают в ВУЗ - почему? Конкретный ВУЗ, потому что выпускные экзамены проводят совмещенными со вступительными экзаменами. Вот таким живется плохо.

А. Л. СЕМЕНОВ Этот порядок отменен пять лет. Филиппов своим приказом вот такого сорта договора с ВУЗами отменил. Это не связано было с ЕГЭ.

В. БОЛОТОВ: Что происходит с договорными школами. Если они договариваются по поводу привлечения потенциала вузовского в старшие классы для проведения факультативов, то с ними будет все хорошо и дальше. Если они договариваются о том, чтобы помочь на вступительных экзаменах, с ними будет плохо. А если хороший центр довузовской подготовки, ему будет только лучше. По Томску, например, мы следили специально, там большой вузовский город, там много вузов, как выбирает ребенок на подготовительных курсах. Вот вуз, куда я собираюсь поступать. Хорошие, плохие, не важно. (нрзб.) Теперь когда перешли на ЕГЭ, стали выбирать по принципу - лучшее качество подготовки. По ЕГЭ, еще раз, каждый кто пришел, тот поймет, это знание предмета. Нет больше вопросов? Поднимем сколько рук, сколько вопросов будет? Все - два вопроса.

ВОПРОС: Не получится ли так, что вузы, принимая сертификаты ЕГЭ, фактически получают кота в мешке, не имея возможности оценить абитуриета вживую?

В. БОЛОТОВ: Значит, по поводу. Вообще ВУЗы без всякого ЕГЭ перешли на письменные экзамены по большинству предметов. То есть от общения человек - человек ВУЗы уходили на письменные испытания без всякого единого экзамена.

А. Л. СЕМЕНОВ А многие даже на тестовую формулу. Именно с выбором ответов.

В. БОЛОТОВ: Поэтому вопрос субъективного, не объективного, а субъективной оценки знаний абитуриента - это вопрос. Вот я много лет работал в предметной комиссии. Был у нас один преподаватель, который очень любил красивых девушек. Глядя на нее он сразу плюс один балл ставил.

А. Л. СЕМЕНОВ Побольше бы нам таких профессоров.

В. БОЛОТОВ: Были и другие примеры. Приходит человек с неправильной внешностью. Ему минус один балл ставится, да еще с произношением каким-нибудь неправильным. Поэтому субъективная оценка это практика, от которой уходит вся высшая школа. Не только в России, а в мире. Теперь второй момент. выпускные экзамены в школе. По правилам, которые мы вели в рамках единого экзамена, государственная экзаменационная комиссия субъекта Федерации состоит наполовину из представителей высшей школы, вторая половина - представители высшего образования. И в школу посылаются представители и того и другого уровня. Вас, господа журналисты хотел в конце пригласить, но сейчас приглашу в связи с вопросом. Вот сейчас Алексей Львович рассказывал про Московскую ситуацию. Приглашаем …в качестве общественных наблюдателей. Коллеги, записывайтесь в департаменте города Москвы общественным наблюдателем при проведении ЕГЭ, правило только одно, ограничение, что ваши дети, ваши родственники там не сдавали бы выпускные экзамены. И мы будем рады вас видеть. И если вы нам по итогам проведения подскажете какие-то, дадите предложения по совершенствованию процедур, форм по информационной безопасности, мы будем вам очень благодарны. Закон принят, и это означает, что нужно совершенствовать нашу практику.

ВОПРОС: Тестовые материалы нынешнего поколения упрекают в знаниевой направленности, в то время как многие международные тестирования располагают применением направленности, в которых наши дети показывают не всегда высокие результаты. Будет ли меняться или корректироваться направленность тестов в сторону оценки умений?

В. БОЛОТОВ: Это работа, которую мы ведем. Но, уважаемые коллеги, пустая голова рассуждать не может. Если там нет знаний, то никакие умения и характеристики не спасут. Поэтому, баланс между тем и другим на жаргоне педагогов, психологов это называется компетентностный подход. Вот эти задания уже были в прошлом году отдельные. И мы работу с этим продолжаем. И на сайте с демо-версией вы видите задания, которые требуют рассуждать. Более того, мы эту задачку ставим и при независимой аттестации в 9 классах. Сейчас готовятся задания в девятый класс. Там тоже ставятся задачи какие задания включать, которые требуют умения рассуждать, а не просто хорошей памяти.

А. Л. СЕМЕНОВ Можно я добавлю одно слово. Международные исследования можно критиковать. Для привлечения знаний типа реалий современной западной жизни. То есть не знания школьные, а такие реалии, которые детям в какой-то стране просто не известны. И тем самым они и дают лучшие результаты, потому что лучше знают как устроена современная городская цивилизация в Европе.

В. БОЛОТОВ: Исследования показали, что англо-говорящие страны сдают лучше, чем друго-говорящие страны.

ВОПРОС: Скажите пожалуйста пятерка соответствует какому количеству баллов?

В. БОЛОТОВ: Господа журналисты, в этом году будет все как всегда было. И оценка 5-балльная в аттестате и свидетельство по 100-балльной шкале. Все как всегда было. ВУЗы сегодня самопроизвольно, ученым советом устанавливают шкалу перевода. Примерно половина вузов перешла на 100-балльную шкалу. Но есть вузы с 20-балльной шкалой.

А. Л. СЕМЕНОВ 12-балльной.

В. БОЛОТОВ: Трехбалльной. Вуз сам устанавливает шкалу перевода. Требования по математике, на Физмат специальности, инженерные специальности. Что такое пятерка? Дан экзаменационный материал для математика, биолога, физика - это был разный уровень сложности. Пятерка на Михмат и пятерка на Биофак - это были разные пятерки. Все коллеги.

ВОПРОС: Виктор Александрович, я хотела попросить, чтобы Вы для коллег все-таки немножечко коротко резюмировали, чтобы не было путаницы. Если возможно, понятно, что находится в стадии обсуждения, но все-таки коротко алгоритм перехода ЕГЭ в штатный режим. Насколько возможно. Еще раз конкретизировать и резюмировать, всех беспокоит вопрос перехода в штатный режим, вопросы безопасности, информационной безопасности, антикоррупционной безопасности и прочее. Резюмируйте.

В. БОЛОТОВ: Еще на часик - полтора. Коллеги. Первый сюжет. Каждый субъект федерации должен спланировать себе работу по переходу на все предметы, что сказал Алексей Львович, на все предметы за 2 года. Первое. Это подготовка учителей, это подготовка детей. Это закупка учебных пособий и так далее. Второе, мы уже на федеральном уровне должны в ближайшее время подготовить для правительства критерии отбора Вузов и специальностей, которым разрешается проводить дополнительные испытания. Это нам в ближайшее время задача. Дальше. Мы должны определится по набору обязательных экзаменов и по выбору. Не на всю жизнь, на ближайший период. В духе той дискуссии про русский язык, литературу, математику. Мы должны определиться с набором обязательных и по выбору.

ВОПРОС: Прокомментируйте, кто будет принимать участие в определении набора…

В. БОЛОТОВ: Министерство образования и науки - раз, институты гражданского общества, например, в виде общественной палаты, которая интересуется очень единым экзаменом. Едва ли нас слушали по единому экзамену. Союз писателей, он не один, все союзы писателей пусть участвуют. Союз журналистов есть, только несколько. Союз журналистов. Родители, коллеги, школьные учителя. Только обсуждение как, не по принципу - а я слышал, или мне кажется. А конструктивно, с аргументами. Слыша других. Потому что часто не слышат просто. Дискуссия идет, один одно говорит - стрижено, другой говорит - брито. И бесконечно, дискуссия называется. Стрижено - брито, стрижено - брито. Относится надо к аргументам с другой стороны. Поэтому это обсуждение будет по набору обязательных экзаменов. Следующий момент, который мы должны для себя решить. Аттестат - если с оценками, то какими? С учетом введения профильного обучения. Может вводить зачетную систему по непрофильным предметам. Или вообще без оценок, просто аттестат. Это тоже, коллеги, поймите правильно, не решение чиновников. Не имеем право мы в своих кабинетах принимать решение. Будет обсуждать. Потом будет сделан набор вариантов, будет проводить совещания, встречи с вами, господа журналисты с обсуждением вариантов. Плюс - минус и так далее. больше всего работы для введения в штатный режим конечно сегодня у тех, кто занимается созданием нормативной базы. То есть нормативные документы, инструкции. Очень много работы будет, с учетом объединения двух баз данных прошлого года и этого года у наших компьютерщиков, потому что ребенок приносит в ВУЗ результаты этого года и прошлого года, и нужно поймать. Во-первых, нужно место, где их нужно хранить, а во вторых, нужно сделать оперативный доступ к этой информации, чтобы вуз мог получать. Это уже технологические проблемы. Информационная безопасность, коллеги, все время работаем с теми органами, которые раньше назывались Фапси. Постоянно работаем, по базам данных, по хранению информации, по доступу. Понятно, что информация будет разнодоступовая. Одна информация одним, другая - всем открыта. И так далее. понятно, что работаем с регионами вместе, с региональными центрами обработки информации, отрабатываем требования по информационной безопасности. Антикоррупционность на самом деле только в одном пункте, пункте проведения единого экзамена. Вот там самая большая проблема. И опять таки, камеры внешнего наблюдения, с записью, а потом применение некого последующего просмотра. Внесение изменения в административный кодекс по увольнению людей с работы, причастных к нарушениям. Коррупция - это вообще дело МВД. У меня недавно была встреча с коллегами из МВД по этому поводу. О совместных действиях органов МВД вместе с нами, и с регионами по пресечению коррупции. И вот тут в полный рост, господа журналисты, ваши журналистские расследования. Вы как общественные наблюдатели, будем рады, если вы включитесь в решение этой проблемы тоже. Нет больше вопросов? Одно объявление. Тут Камкова уже поминали. Мне на сайты приходила информация, помните говорил про Эффективный университет. Николай Григорьевич Малышев, президент этого университета и Сергей…Владимир Григорьевич Быстров, ректор университета. Всемирный технологический…(нрзб.) правильно называю? Кому интересно, пожалуйста, с коллегами может пообщаться.

(по материалу http://www.newseducation.ru/ )

[Вернуться]
   

 

Внимание! Конкурс!

 


Уважаемые посетители!

АНО «Образовательный форум» объявляет о проведении конкурса на лучший девиз для нашего портала!

Полезные ссылки


Информация об образовательных учреждениях, использующих в своей практике оригинальные и эффективные образовательные технологии

 

Какой должна быть экспертиза: открытой или закрытой?