НОВОСТИ

 

 




   
О подходах Министерства к развитию инноваций

ФУРСЕНКО Андрей Александрович

Сегодня невозможно обеспечить качество образования, которое получают молодые люди, без внедрения инноваций.

Работникам образования хорошо известно, что любая инновация - это риск. Если ее поддерживает хотя бы четвертая часть тех, для кого она предназначена, это уже хорошо. В противном случае идея может очень быстро исчезнуть. Это нормальный путь движения инновации: сначала ее считают невозможной, потом - сомнительной, а в конце концов - тривиальной. Правда, до этой последней стадии "доживает" не всякое новшество.

Если же инновация исходит от управленцев, то это риск вдвойне. В нашей стране принято считать, что даже если такая идея разумна, на практике ее реализуют плохо. Я сам противник административного подхода в реализации инноваций и готов признать, что любая идея в сфере образования, которая жестко "продавливается" начальством, обречена на неудачу. Именно поэтому мы сегодня не пытаемся создать "сверху" новую систему образования. Свою главную задачу мы видим в том, чтобы создать принципиально новые возможности для ее развития.

На мой взгляд, главная задача министра - не генерировать идеи или быть источником инноваций. Причина не в том, что мы не имеем на это морального права (я допускаю и такую оценку со стороны педагогического сообщества - ведь в последнее время оно ничего хорошего от власти не получало). Просто ограниченное число чиновников не в состоянии создать качественные интеллектуальные продукты по всем ключевым вопросам образования и науки. Я не утверждаю, что мы вообще не способны это сделать (если бы мы работали в школах, вузах или научных структурах, то занимались бы именно этим и, наверное, небезуспешно). Но сейчас наша задача - организовать обсуждение тех или иных проблем в максимально короткие сроки и получить предложения от экспертного сообщества. А потом, основываясь на этих предложениях, выработать конкретные решения и механизмы их реализации.

Государство должно осуществлять финансовую поддержку инновационных программ. Но мы не призываем переходить к повсеместному финансированию программ взамен финансирования организаций. Это касается всех сфер, где задействован интеллектуальный капитал, - важно сохранить среду, в которой возникают инновации. К примеру, есть немало образовательных учреждений - как вузов, так и школ, - которые сегодня должны работать при любых обстоятельствах. Даже при очень существенных изменениях в системе нужны опорные точки. Выступая на 50-летии Физтеха им. Иоффе, академик Капица говорил, что всякая организация имеет свой возраст, как человек, - есть периоды молодости, зрелости, старости. В то же время срок жизни любой организации не может быть ограничен сроком реализации отдельных программ. Поэтому, финансируя структуры, мы обеспечиваем преемственность и консерватизм, что для системы образования не так уж плохо.

Конечно, при формировании образовательной политики Министерство не может учесть потребности всего общества. Но, так или иначе, мы опираемся на этих людей, используем их наработки, а не придумываем что-то сами. Это и есть возможности, о которых я уже сказал.

Мы ни в коем случае не будем раздавать указания, чтобы все "построились" и двигались в определенном направлении. А люди нередко ждут от нас четких указаний и, не получив их, думают, что на самом-то деле решения уже существуют, но мы их почему-то прячем под столом. Некоторые коллеги хотят узнать от нас единственно верное решение той или иной проблемы. Напрашивается печальный вывод: хотя наша страна сильно изменилась, психология значительной части людей остается прежней. И тем не менее у нас нет другого выхода, кроме совместного движения вперед, независимо от того, как мы его назовем: реформированием, модернизацией или просто нормальной повседневной работой.

Может быть, и среди читателей "Вестника образования" найдутся те, кто, прочитав эту колонку, мне не поверит?

По материалам http://www.vestnik.edu.ru

[Вернуться]
   

 

Внимание! Конкурс!

 


Уважаемые посетители!

АНО «Образовательный форум» объявляет о проведении конкурса на лучший девиз для нашего портала!

Полезные ссылки


Информация об образовательных учреждениях, использующих в своей практике оригинальные и эффективные образовательные технологии

 

Какой должна быть экспертиза: открытой или закрытой?