Ежедневная работа в узких рамках профессии, должности, круга общения, точек зрения.... Полезно периодически взглянуть на действительность с другой стороны, познакомиться с другой точкой зрения: даже если она не совпадает с нашей - она и задает объемность видения, и заставляет уточнять свою позицию, и провоцирует на поиск новых способов ее реализации.
Предлагаем вашему вниманию аннотации нескольких публикаций, не только интересных, но и полезных для профессионалов, не перекладывающих ответственность за продуктивность своей деятельности "на чужого дядю". Часть публикаций доступна в полнотекстовом формате. За другими - в библиотеку (благо, учебный год - к концу).
Выборнова В.В. Дунаева Е.А.
Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 99-105.
Проведенный авторами анализ профессионального самоопределения молодежи позволяет говорить о различных моделях выбора образовательных стратегий. Работа по cпециальности после окончания образовательных учреждений является показателем интеграции молодых людей в профессиональную структуру общества. Задача совместить «высокооплачиваемость», престижность будущей профессии существенно влияет на субъективную ценность выбора вуза и специальности.
Бочков В. Валявский А., Иванова Н., Иванов М.
Управление сетевыми учреждениями открытого дистанционного образования на основе моделирования деятельности в распределенной среде.
Проблемы теории и практики управления. 2006. № 9. Конкурентные преимущества высокоразвитых стран базируются на ускоренном развитии человеческого капитала, которое, в свою очередь, определяется состоянием системы образования. Авторы предлагают сетевую модель управления учреждений открытого дистанционного образования на основе информационно-коммуникационных технологий. В статье рассмотрены цели, структура, схема организационного построения взаимодействий основных подразделений системы сетевого дистанционного образования.
Глазунов А.Т.
Первые плоды регионализации профобразования // Мир образования – образование в мире. 2005. № 4. С. 18-23.
Исследования, проведенные в последние 15 лет, позволили автору выделить ряд тенденций, характеризующих состояние российского регионального рынка образовательных услуг. Государство перекладывает тяжесть финансирования образования на региональные структуры и собственно образовательные учреждения и как следствие происходит сокращение числа учреждений среднего и начального профессионального образования. Отсутствует общественное партнерство с органами управления образованием. Происходит утрата образовательных ориентиров в профподготовке кадров.
Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 113-121.
В последнее десятилетие советская система высшего образования трансформировалась в гетерогенное множество образовательных структур, большинство которых используют в своем названии термин «университет», приобретший в настоящее время полиморфный характер. Российский университет находится в кризисе. Кризис университета – во многом социальный кризис сознания его профессорско-преподавательского состава, который не адаптируется к переменам. По мнению автора "кризис современного университета заключается в обострившемся в новых социально-экономических условиях противоречии между тремя его основными функциями: дорогостоящими научными исследованиями, необходимостью массового образовании людей и грузом решения региональных проблем". Решить проблему выхода университета из кризиса в теоретическом и практическом плане может помочь так называемая «предпринимательская организация» университета.
Овсянников A.A. Система образования в России и образование России // Мир России. 1993. С. 73-131.
В статье рассматриваются проблемы системы образования: школьного, специального, высшего, а также проблемы всего российского общества. Реформирование образование – это стремление к такому состоянию системы образования, при которой она активно создаёт новое общество и его институты. В качестве главных задач – стратегий реформирования образования предлагаются: 1) решать проблемы общества через стимулирование спроса на профессионалов и наращивание ценности (созидательности) человеческого капитала; 2) решать проблему качества выпускников, что позволит «рассосать» проблемы социальные, выражаемые в росте ценности человеческого капитала. Эта стратегия — стратегия реализации созидательной роли системы образования. Она связана с реализацией её либеральной функции социостроительства. Здесь предполагается, что хорошо обученные специалисты смогут создать экономические условия, востребующие профессионализм и стимулирующие эффективный труд; 3) преодоление не только (а, может быть, и не столько) экономического кризиса, а создание программы преодоления общесистемного кризиса российского общества.
Роджерсон Аж.Х. Использование аудита при проверке качества образовательных программ // Качество 21 век.
Самым надежным способом оценить качество любого продукта или услуги является тщательная проверка конечного продукта для вынесения суждения о его соответствии (или несоответствии) требуемым критериям. В настоящее время такой подход считается дорогостоящим способом обеспечения качества, т.к. качество оценивается только после того, как продукт был произведен (услуга оказана). Продукция неудовлетворительного качества должна быть уничтожена и заменена. Таким образом, все большее внимание стало уделяться контролю процессов с целью предотвращения, насколько это возможно, производства некачественной продукции. Контроль процессов особенно важен при оценке качества образовательных программ. Если бы в сфере образования мы полагались на «проверку конечного продукта», то прошло бы немало лет, прежде чем мы смогли дать правдоподобную оценку качества.
Обзор подготовлен по материалам Портала ГУ-ВШЭ
|