НОВОСТИ

 

 




   
Правильные учебники или умение думать?

Парламентарии в спешном порядке готовят законопроект о необходимости издавать правильные учебники по истории.

 

В Госдуме считают, что Минобрнауки должно допускать в школы и вузы только такие. Правозащитники боятся, что все это может обернуться политической цензурой...

Вскоре российские учебники по истории будут вновь проходить государственную цензуру.

С такой инициативой во время встречи с ветеранами Великой Отечественной войны выступил спикер Государственной Думы Борис Грызлов.

По словам Грызлова, он «уже дал поручение комитету Госдумы по образованию и науке подготовить соответствующие поправки», – сообщает РИА «Новости».

Неудовлетворительное - на концептуальном и идейном уровне - качество учебников вызвало к жизни идею установления государственного контроля за их содержанием - так объясняет ситуацию глава нижней палаты парламента. Во многих учебниках, по мнению Б.Грызлова, дело доходит до полного искажения исторических фактов. При этом «историю пытаются исказить не только в других странах - историю пытаются исказить и в России», – подчеркнул он.

«Все учебники по истории в стране должны проходить обязательную аккредитацию в Минобрнауки и получать гриф «Рекомендовано Минобразования и науки для использования в образовательных учреждениях», – убежден Борис Грызлов.

Ситуация учебниками истории еще хуже, чем с другими: к фактическим ошибкам, которыми пестрят пособия и по остальным предметам, здесь добавляются экзотические «авторские» теории. Например, что вторую мировую войну выиграли американцы, или что Василий Шуйский строил правовое государство в России рубежа XVI-XVII веков.

Результаты обучения по таким пособиям оказываются плачевными: знакомые только с одной версией событий, необученные критическому анализу документов и их современных интерпретаций, школьники «сыплются» на вступительных экзаменах в вуз.

По нынешним правилам, грифование школьных учебников служит лишь своеобразным знаком качества и является не обязательным, а желательным условием для их использования в школе. Как правило, школьные управленцы, избегая обозначенных выше и других рисков, допускают в свои школы только «грифованные», проверенные высокими инстанциями учебники.

Экспертиза школьных учебников уже сейчас проходит в два этапа. Сначала пособия поступают в РАН, где их оценивают на соответствие современным научным представлениям и проверяют на наличие грубых фактических ошибок. Затем учебники проверяют эксперты РАО – на соответствие возрастным и психологическим особенностям детей.

Министерские грифы «Допущено» и «Рекомендовано» для преподавания в школе, по новым правилам, получают лишь те, что были одобрены обеими инстанциями.

В 2007 году гриф «Допущено» получила лишь пятая часть всей учебной литературы: пройти двойную экспертизу нелегко (и дорого!).

Таким образом, возникают вопросы:

  • чем нынешняя система контроля, осуществляемого самыми высокими экспертными сообществами, не устраивает авторов поправки? зачем нужен дополнительный контроль?
  • не следует ли научить старшеклассников критически анализировать тексты современных авторов и делать собственные выводы на основании анализа исторических документов?

    Редакция портала «Образовательный форум».

[Вернуться]
   

 

Внимание! Конкурс!

 


Уважаемые посетители!

АНО «Образовательный форум» объявляет о проведении конкурса на лучший девиз для нашего портала!

Полезные ссылки


Информация об образовательных учреждениях, использующих в своей практике оригинальные и эффективные образовательные технологии

 

Какой должна быть экспертиза: открытой или закрытой?