Парламентарии в спешном порядке готовят законопроект о необходимости издавать правильные учебники по истории.
В Госдуме считают, что Минобрнауки должно допускать в школы и вузы только такие. Правозащитники боятся, что все это может обернуться политической цензурой...
Вскоре российские учебники по истории будут вновь проходить государственную цензуру.
С такой инициативой во время встречи с ветеранами Великой Отечественной войны выступил спикер Государственной Думы Борис Грызлов.
По словам Грызлова, он «уже дал поручение комитету Госдумы по образованию и науке подготовить соответствующие поправки», – сообщает РИА «Новости».
Неудовлетворительное - на концептуальном и идейном уровне - качество учебников вызвало к жизни идею установления государственного контроля за их содержанием - так объясняет ситуацию глава нижней палаты парламента. Во многих учебниках, по мнению Б.Грызлова, дело доходит до полного искажения исторических фактов. При этом «историю пытаются исказить не только в других странах - историю пытаются исказить и в России», – подчеркнул он.
«Все учебники по истории в стране должны проходить обязательную аккредитацию в Минобрнауки и получать гриф «Рекомендовано Минобразования и науки для использования в образовательных учреждениях», – убежден Борис Грызлов.
Ситуация учебниками истории еще хуже, чем с другими: к фактическим ошибкам, которыми пестрят пособия и по остальным предметам, здесь добавляются экзотические «авторские» теории. Например, что вторую мировую войну выиграли американцы, или что Василий Шуйский строил правовое государство в России рубежа XVI-XVII веков.
Результаты обучения по таким пособиям оказываются плачевными: знакомые только с одной версией событий, необученные критическому анализу документов и их современных интерпретаций, школьники «сыплются» на вступительных экзаменах в вуз.
По нынешним правилам, грифование школьных учебников служит лишь своеобразным знаком качества и является не обязательным, а желательным условием для их использования в школе. Как правило, школьные управленцы, избегая обозначенных выше и других рисков, допускают в свои школы только «грифованные», проверенные высокими инстанциями учебники.
Экспертиза школьных учебников уже сейчас проходит в два этапа. Сначала пособия поступают в РАН, где их оценивают на соответствие современным научным представлениям и проверяют на наличие грубых фактических ошибок. Затем учебники проверяют эксперты РАО – на соответствие возрастным и психологическим особенностям детей.
Министерские грифы «Допущено» и «Рекомендовано» для преподавания в школе, по новым правилам, получают лишь те, что были одобрены обеими инстанциями.
В 2007 году гриф «Допущено» получила лишь пятая часть всей учебной литературы: пройти двойную экспертизу нелегко (и дорого!).
Таким образом, возникают вопросы:
|