Оригинал: http://www.ouro.ru/files/institut/perpodrsch.doc
С 1998 года в рамках Международной Ассоциации "Развивающее обучение" проводится разработка содержания, способов и форм организации подростковой школы развивающего обучения (образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Основной акцент на этом этапе был сделан на разработку содержания отдельных учебных предметов РО (математики, физики, химии, биологии и географии). Разработка ряда учебных предметов (литература, русский язык) уже завершена и по ним имеются изданные учебно-методические материалы. Кроме того, на базе Сетевой экспериментальной площадки МАРО опробуется такая форма организации образовательного процесса, как концентрированное обучение.
К сожалению, на сегодняшний день вхождение развивающего обучения в подростковую школу осложнено целым рядом существенных проблем:
- неготовность учителей основной школы к работе в идеологии и технологии развивающего обучения (существующее повышение квалификации учителей ОШ через предметные курсы малоэффективно);
- преобладание узко предметного подхода (необходима серьезная работа по интеграции и координации учебных дисциплин, высвобождение времени у подростков для решения личностно-значимых задач);
- несоответствие способов и форм организации образовательного процесса задачам современного российского образования (в школах РО недостаточно используются современные образовательные технологии);
- отсутствие средств (в том числе, контрольно-измерительных материалов) и возможностей для целенаправленного достижения и демонстрации новых (компетентностных) образовательных результатов;
- практически не работают сетевые формы взаимодействия подростков и педагогов разных школ РО.
Для решения вышеуказанных проблем (и не только их) Открытый институт "Развивающее образование" с 2007 года планирует запустить новый проект подростковой школы РО - сетевой проект "Подростковая школа РО - 2". Проект рассчитан на три года (2007-2009 г.г.).
Цель проекта: создать общую сетевую площадку педагогов и учащихся 7-9 классов для проектирования и реализации образовательного процесса подростков.
Задачи проекта:
- запустить и опробовать новую модель повышения квалификации учителей основной школы;
- разработать и реализовать проект межшкольной учебно-практической конференции для подростков;
- создать условия педагогам и школьникам для освоения проектной формы учебной деятельности как ключевой (кульминационной) в образовательном процессе подростковой школы;
- разработать модель и нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса основной школы;
- создать пакет обучающих и контрольно-измерительных материалов для формирования и оценки компетентностно-ориентированных результатов и разработать новую форму итоговой аттестации девятиклассников.
Общий дизайн проекта:
Ключевыми событиями проекта будут:
- проектный семинар для педагогов (вместо традиционных курсов) по теме "Учебный проект как центральное образовательное событие в подростковой школе" - один раз в год (июнь)на протяжении трех лет;
- Международная деятельностная учебно-практическая конференция для учащихся 7-9-х классов школ РО (как продолжение уже традиционной Международной олимпиады школ РО для 2-6 классов школ РО) - один раз в год (ноябрь);
- стажировки для педагогов, зам. директоров школ РО по теме "Содержание и организация учебного проектирования в подростковой школе" - два раза в год;
- Интернет-семинары, Интернет-конференции в сетевой подростковой школе РО на сайте www.sooro.ru в течение учебного года.
Проектный семинар для учителей РО основной школы
Основная цель трехгодичного семинара - освоить способы проектирования в учебном процессе. Стержневой содержательной линией семинара будет реальная разработка проекта трехгодичного цикла деятельностной учебно-практической конференции учащихся 7-9-х классов школ РО.
В ходе семинара педагоги в деятельностной парадигме смогут освоить современные технологии образовательного процесса в подростковой школе. Акцент в предполагаемом семинаре будет делаться не на освоение содержания отдельных учебных предметов, а на проблемы координации учебных дисциплин, поэтапное освоение технологии учебных проектов в учебной деятельности, организацию образовательного процесса в подростковой школе.
По окончании трехгодичного проектного семинара учителя основной школы получают сертификат учителя-проектировщика основной школы РО.
Деятельностная учебно-практическая конференция подростков школ РО
Первую Международную деятельностную учебно-практическую конференцию планируется провести на осенних каникулах в ноябре 2007 года. Основная цель данного события - освоение и демонстрация способов проектирования учащимися. Предполагается, что в рамках конференции группы школьников будут выполнять микропроекты и представлять их результаты. Выполняя эти проекты, дети и будут осваивать разные способы и этапы проектирования. Между конференциями подростки в сети продолжают работу по развитию созданных проектов. Итоговые проекты представляются на итоговой аттестации в школах РО в форме защиты выпускной работы (проекта), которая выполнялась на протяжении всего трехлетнего цикла.
Таким образом, последовательно на протяжении трех лет через участие в конференции учащиеся смогут реально освоить проектирование как ведущий способ образования подростков.
Концепция и модель такой конференции будет предметом работы проектного семинара педагогов. Фактически, конференция должна стать моделью образовательного процесса школы в условиях проектной деятельности учащихся. Так же как Международная Олимпиада РО стала лабораторией по моделированию новых подходов к содержанию и построению образовательного процесса в начальной школе и на переходе из начальной школы в основную, учебно-практическая конференция подростков должна стать реальной лабораторией по разработке модели образовательного процесса в подростковой школе РО.
Во время учебно-практической конференции педагоги - участники проектного семинара одновременно являются основными педагогами-консультантами и апробаторами модели образовательного процесса, разрабатываемой в ходе семинара, а между конференциями - сетевыми педагогами-консультантами подростковой школы РО.
Школьникам - участникам конференции будут вручаться дипломы Международной Ассоциации "Развивающее обучение" и Открытого института "Развивающее образование" и денежные премии.
Сетевые образовательные пространства подростковой школы РО
Между центральными образовательными событиями данного Проекта будут создаваться специальные сетевые образовательные пространства для продолжения работы педагогов и учащихся. Предполагаются следующие формы взаимодействия: сетевая школа РО, Интернет-семинары и Интернет-конференции. Кроме того, будут проводиться очные тематические стажировки педагогов на базе ведущих школ РО в ходе учебного года. В рамках этих мероприятий планируется разработка, апробация, демонстрация разных аспектов образовательного процесса подростковой школы.
|