НОВОСТИ

 

 




   
Доклад Марьям М. Безруких, директора института возрастной физиологии Российской академии образования

Разработка концепции дошкольного образования уже три года ведется активно. Три института РАО подготовили концепции предшкольной подготовки детей. Мне бы хотелось, чтобы результатом этого совещания было не "одобрить концепцию", а "рекомендовать концепции к публикации - все три".

Меня не пугают слова "предшкольное образование": это развитие, обучение и воспитание детей старшего дошкольного предшкольного возраста. Во всем мире и по решению ЮНЕСКО, этот этап называется ДОНАЧАЛЬНЫМ образованием.

Не все дети ходили, ходят и будут ходить в детский сад. А мы должны обеспечить равные стартовые возможности ВСЕМ. Поэтому надо разработать комплекты методических пособий, педагоги и воспитатели должны хорошо знать, как по ним работать, чтобы не нанести ущерб ни развитию, ни воспитанию, ни здоровью ребенка.

Индивидуальный разброс в секторах психического развития ребенка дошкольного возраста доходит, по нашим данным, до 2 лет! Поэтому меня очень смущают требования, предъявляемые к ребенку. Что это будут за требования? Экзамен по окончании детского сада? Или экзамен при поступлении в школу? Понятно ведь, почему существуют курсы подготовки к школе: потому что есть экзамен. Я знаю, насколько вариативно развитие ребенка, и мы должны были бы разработать стандарты, тесты, нормативы по развитию ребенка по всем пунктам:

  • по социальному,
  • личностному,
  • эмоциональному,
  • когнитивному и так далее - развитию…

 

Причем по трехмесячному интервалу! Но этого нет в мире, и боюсь, это для нас работа на ближайшие 50 лет. А тогда на основании чего мы будем проверять? Какие критерии, требования? Где взять основания для оценки? Это должны обсуждать специалисты: педагоги, физиологи, психологи…

Стандарт в образовании специалистов, работающих в системе дошкольного образования, давно требует пересмотра. Например, что знают о детях с синдромом дефицита внимания наши "дошкольники"? Только 26% психологов (!) знают, что это такое и как с этим работать. Нужны новые курсы и спецкурсы.

Второе, что меня очень тревожит, - единая программа.

Для ребенка дошкольного возраста, в силу вариативности индивидуального развития, может быть разработана только индивидуальная программа развития! Можно работать, только если специалист знает, как разработать такую программу. Работать с детьми фронтально нельзя! С одним нужно работать над моторикой, с другим - если он не научился улыбаться до 5 лет , - нужно работать над эмоциональным развитием.

Подход должен быть только дифференцированным.

Ключевые вопросы в организации дошкольного образования сейчас, с нашей точки зрения:

  • концепция,
  • целесообразность разработки требований,
  • эффективное методическое обеспечение,
  • тандарты образования специалистов, которые будут работать с дошкольниками по этим программам.
[Вернуться]
   

 

Внимание! Конкурс!

 


Уважаемые посетители!

АНО «Образовательный форум» объявляет о проведении конкурса на лучший девиз для нашего портала!

Полезные ссылки


Информация об образовательных учреждениях, использующих в своей практике оригинальные и эффективные образовательные технологии

 

Какой должна быть экспертиза: открытой или закрытой?