19 апреля в Федеральном институте развития образования началось всероссийское совещание "Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению детей старшего дошкольного возраста" .
Мы начинаем публикацию материалов, освещающих ход этого крупного события.
Несмотря на традиционно-докладный формат пленарного заседания первого дня, на совещании фактически развернулась дискуссия между ключевыми докладчиками.
Ирина Тараданова, начальник отдела Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ в своем докладе изложила точку зрения специалистов Министерства на положение дел в дошкольном образовании и обозначила направление усилий федеральных чиновников в ближайшие годы. Ниже - изложение доклада И.И.Тарадановой
Вопросы дошкольного образования - это компетенция, прежде всего, субъектов и муниципальных образований. Однако здесь не все в порядке, и общество предъявляет претензии к организации дошкольного образования, поэтому государство берет на себя решение ключевых вопросов в данной области.
Впервые вопросы дошкольного образования заявлены на государственном уровне как приоритетные на ближайшее десятилетие в основном программном документе для системы образования - в Приоритетных направлениях развития образовательной системы, одобренных на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г.
К нам поступают обращения, выражающие недоумение по поводу того, что дошкольное образование не вошло в Приоритетный национальный проект. Однако поручение Президента, данное им в Послании Федеральному собранию РФ 2006 года, касающееся улучшения демографической ситуации, фактически свидетельствует, что дошкольное образование включено в рамки приоритетного проекта. И внимания ему уделяется практически столько же, сколько направлениям Нацпроекта.
Государство должно обеспечить равные стартовые возможности детям из разных социальных групп и слоев населения. Министерство считает, что доступность и качество общего образования в России находится в прямой зависимости от эффективности и доступности дошкольного образования.
Почти половина детей дошкольного возраста у нас в стране не получает дошкольного образования. Очередь в дошкольные учреждения - около 500.000 детей. Этим детям не предоставлена возможность реализации их конституционного права на образование.
Регионам необходимо использовать собственные ресурсы для срочного решения этой проблемы. Нужно организовывать, в соответствии с возможностью обеспечивать должные условия пребывания детей, группы полного или кратковременного пребывания детей.
Образование детей старшего дошкольного возраста, конечно, не может быть обязательным, но может быть только рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей в подготовке к школе.
Приоритет в такой подготовке, безусловно, остается за дошкольными образовательными учреждениями: здесь работают квалифицированные специалисты и здесь легче обеспечить все необходимые условия пребывания детей.
Мы понимаем, что резкие шараханья в решении этой проблемы могут нанести непоправимый вред. Поэтому мы в программе Министерства предусмотрены проекты, направленные на научное обоснование всех шагов, апробацию и широкое обсуждение результатов широкой общественностью.
Минобрнауки разработал комплекс мер по изменению положения дел, и для того чтобы сделать его обязательным для реализации во всех регионах, вышли с предложением к Правительству утвердить этот комплекс мер и сводный план мероприятий по реализации данного комплекса. На всех уровнях он должен осуществляться по двум основным направлениям: обеспечение доступности и качества.
Доступность дошкольного образования обеспечивается за счет
- обеспечения территориальной доступности ДОУ,
- снижения размера родительской платы - за счет федеральных льгот (от 20 до 70% за ребенка),
- повышения размеров зарплат работникам ДОУ - за счет региональных и муниципальных надбавок.
Как результат намечено снижение очередности на места в дошкольных учреждениях: к 2009 г. более чем в 2 раза, к 2011 году - ликвидация такой очередности, предоставление места в ДОУ в срок не более месяца со дня обращения родителей.
О стандартах дошкольного образования.
По поручению прошлого состава МОН на конкурсной основе были разработаны проекты федеральных стандартов, но по законодательству дошкольное образование не является обязательным. Более того, дошкольное образование не является уровнем образования и, соответственно, не заканчивается выдачей документов гособразца, следовательно, неправомерно предъявлять жесткие требования к уровню подготовки дошкольников, и требования к выпускнику дошкольного образовательного учреждения как стандарт не могут быть предъявлены ребенку при поступлении в школу. Придется изменять базовые нормативные акты в области стандартов образования.
Министерство получило поручение подготовить проект изменений в Федеральный Закон об образовании в части изменения структуры Государственного образовательного стандарта. Новый стандарт будет включать в себя по всем уровням требования к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре таких программ и требования к условиям реализации основных образовательных программ, а вот по дошкольному образованию будут только требования к основной программе дошкольного образования и требования к условиям реализации такой программы.
Проект комплекса мер опубликован:
В журнале "Дошкольное образование", 2007, №1 и
на официальном сайте Министерства образования и науки
|