НОВОСТИ

 

 




   
5-6 апреля 2007 года в Москве состоялся семинар-совещание.

Семинар-совещание в Москве: ошибки и прорывы Нацпроекта "Образование".


Эдуард Никитин: Приходится констатировать, что прорывных инноваций конкурс, к сожалению, пока не выявляет. И тем не менее, прорыв есть!

5-6 апреля 2007 года в Москве, в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования прошел семинар-совещание руководителей региональных конкурсных комиссий по реализации в 2007 году приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО).

Открыл семинар ректор АПК и ППРО, доктор педагогических наук, профессор Э.М.Никитин. Публикуем изложение речи Э.м. Никитина.

За истекший 2006 год были выявлены ошибки в организации конкурсных процедур ПНПО. Я хотел бы обратить внимание на ошибки, допущенные в регионах.

Первое.

Как региональные конкурсные комиссии обеспечили соблюдение порядка и правил проведения конкурсных процедур? Здесь были допущены ошибки:

  • Многие регламентирующие документы принимались государственными органами исполнительной власти без специального поручения на это коллегиальных органов по ПНПО.
  • Региональные акты по ПНПО зачастую принимались до официального издания федеральных и позднее не корректировались. Это была беда общая 2006 года.
  • Пока что не отработаны процедурные вопросы апелляционных комиссий.

 

Второе.

Как на местах была организована работа по разъяснению целей, задач ПНПО и смысла проводимых процедур?

Казалось бы, масс-медиа уделяли этому достаточно внимания, но анализируя опыт общения с учителями, прихожу ко мнению, что учителя дают на этот вопрос весьма приблизительные ответы. Причину вижу в одном: государственная образовательная политика, направленная на достижение качественных результатов, должна реализоваться в конкретных действиях властных и управленческих структур, прежде всего региональных. В противном случае может возникнуть восприятие конкурсов как попытки прикрыть недостаточное финансирование системы оказанием материальной помощи немногим.

Третий аспект.

Как школам и учителям реализовать возможность участия в конкурсах?

В конкурсе на инновационную школу приняло участие 6.142 претендента, на лучшего учителя - 17.345. То есть в первом и во втором случае конкурсная ситуация была обеспечена с трудом. Для обеспечения притока претендентов основной задачей видится обеспечение уверенной административно-методической поддержки и создание возможности проигравшим быть, тем не менее, отмеченными. Региональные поощрения были "к месту", но необходимо ещё прорабатывать эти вопросы.

Четвертое.

Позволяет ли пакет представляемых на конкурс документов объективно оценивать достижения школ и учителей?

В 2006 году возник, по сути, конкурс программ развития школ, а не конкурс результатов развития. В результате получилось: эксперты оценивали не значимость достижений, а грамотность оформления документов. Кроме того, многие программы были просто-напросто списаны.

Наш вывод: нужно проводить анализ самого педагогического опыта: в чем инновационное достижение именно этой школы? И необходимо по каждой школе писать развернутое экспертное заключение, не обходиться только выставлением баллов.

Пятое.

Процедура отбора общественных экспертов и организация самой экспертизы: насколько убедительными и бесспорными оказались решения об определении победителей?

Общественная экспертиза на местах проводилась по критериям, принятым в профессиональной среде, и отражала профессиональные приоритеты. Эксперты в основном при вынесении оценок опирались на профессиональные смыслы. Региональные организаторы конкурсов пытались уменьшить влияние субъективных точек зрения общественных экспертов.

Наконец, шестой, основной пункт выступления:

Анализируя документы, присланные школой, необходимо четко представлять, носят ли достижения новаторский, инновационный характер?

Приходится констатировать, что прорывных инноваций конкурс, к сожалению, пока не выявляет.

И тем не менее:

Основным достижением 2006 года я считаю начало формирования в стране инновационного педагогического ресурса. Что самое важное - он формируется не указаниями со стороны руководящих государственных и местных властных структур, а в региональных профессиональных сообществах. Примером такой работы является деятельность ассоциации директоров лучших школ под руководством А.Г. Сайбединова: лучшие школы сами создают вокруг себя сообщества для совместной деятельности.

Для построения эффективной системы образования усилия необходимо объединять и координировать: на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. В мае 2007 года Академия планирует провести для этого семинар представителей образовательных учреждений.


[Вернуться]
   

 

Внимание! Конкурс!

 


Уважаемые посетители!

АНО «Образовательный форум» объявляет о проведении конкурса на лучший девиз для нашего портала!

Полезные ссылки


Информация об образовательных учреждениях, использующих в своей практике оригинальные и эффективные образовательные технологии

 

Главные проблемы управленца в образовании